12 июня 2024Статья4 минуты

«Реальная жизнь»: свежий глоток воздуха среди миллениальской прозы

«Реальная жизнь» — дебютный роман английской писательницы Имоджен Кримп — представляет собой блестящее исследование положения молодой женщины в современном обществе, одержимом властью и классовыми предрассудками. Следуя традициям, заданным в прозе Салли Руни, Имоджен Кримп находит собственные ответы на многие вопросы. Очевидна и её преемственность в изображении женских образов по отношению к писателям других эпох: в главной героине читатель найдёт черты Эммы Бовари, Анны Карениной и даже женских персонажей Генрика Ибсена.

 

О чём роман «Реальная жизнь», или Ещё один роман о неравных отношениях?

«Реальная жизнь» рассказывает историю Анны, начинающей оперной певицы двадцати лет, которая переезжает в Лондон, получив место в престижной консерватории. Семья Анны небогата, и, чтобы позволить себе жизнь в большом городе, она устраивается на работу в джаз-бар, где знакомится с Максом, обеспеченным финансистом.

Макс старше Анны на 14 лет, он переживает развод и не ищет серьёзных отношений, поэтому их связь лишена ярлыков и обязательств. Макс воплощает в себе всё то, что Анне несвойственно: богатство, педантичность и уверенность. Она ничего не знает о его прошлой жизни, он кажется ей загадочным и интригующим, поэтому неудивительно, что героиня быстро попадает под влияние Макса, отчаянно пытаясь привлечь его внимание и игнорируя предупреждающие знаки о том, что эти отношения могут быть для неё токсичными.

Но будущая карьера требует много времени на изнурительные репетиции и бесконечные прослушивания. Анна разрывается между стремлением развивать свои таланты и желанием быть той девушкой, которую хочет видеть Макс. Когда ставки растут, а роли, которые она играет как на сцене, так и за её пределами, поглощают её всё больше, Анна понимает, что, стараясь соответствовать ожиданиям окружающих, она рискует потерять себя.

Героиня, которая не вписывается в роман

Имоджен Кримп поднимает в своём романе множество проблем, актуальных для поколения миллениалов: что значит быть успешным, как бороться за признание собственного таланта в современном обществе и нужно ли за это бороться, что означают финансовая независимость, одиночество, власть и реализация в капиталистическом мире.

Невозможно избежать сравнения романа «Реальная жизнь» с книгами Салли Руни. Однако Руни больше сосредоточена на развитии динамики отношений между своими персонажами, Кримп же страница за страницей заставляет читателя всё больше подбираться к раскрытию образа своей героини и разгадывать его.

Повествование ведётся от лица Анны, которую автор явно наделила чертами «ненадёжного рассказчика». Благодаря этому приёму у читателя создаётся впечатление, будто он находится прямо в голове у героини, отчего интерес к её личности только возрастает. Большое внимание в романе Кримп уделяет различиям между мужским и женским взглядами на окружающий мир. Мы не всегда понимаем, какой Анну на самом деле видит Макс, потому что автор смотрит на героиню сквозь призму её же собственных представлений, искажённых влюблённостью и вожделением:

Я понимала только, какое чувство он мне внушает, — словно раньше моя жизнь была низенькой и узенькой, а я об этом и не догадывалась. Словно я бродила кругами по комнате с голыми стенами и думала, что за её пределами ничего нет, а он открыл дверь и выпустил меня в мир, а там, снаружи…

Самое интригующее в характере Анны — это то, что она довольно плохо вписывается в рамки романа «Реальная жизнь»: ей трудно ладить со своими богатыми однокурсниками; она нежеланный жилец в доме мистера и миссис П, комнаты в котором они арендуют вместе с подругой Лори; как оперная певица она проходит целый ряд унижений на прослушиваниях; ей тяжело ладить с родителями, которые не одобряют выбранную ею карьеру и её образ жизни; и, в конце концов, она состоит в странных, неопределённых отношениях с мужчиной, не разделяющим её взгляды. Напряжение в борьбе за власть между героями, заданное Кримп с самого начала, становится ещё более зашкаливающим, когда Макс убеждает Анну бросить учёбу, чтобы проводить больше времени с ним. Он начинает давать ей деньги, и она, когда-то преданная своим мечтам, начинает терять даже ту небольшую независимость, которую успела обрести.

Анна ещё не сформировавшаяся личность. Она довольно наивна, не уверена в себе, но в то же время по-настоящему талантлива. Пытаясь найти собственный путь там, где чувствует себя аутсайдером, среди богатых однокурсников, она превращается в человека, которым, по её мнению, Макс хочет её видеть.

Феминистский ли роман «Реальная жизнь»?

На первый взгляд, это ещё одна книга о токсичных отношениях, но, несомненно, Имоджен Кримп пишет о более серьёзных проблемах. По мере того как действие в романе развивается, а отношения с Максом заставляют Анну ещё больше чувствовать собственную неполноценность, градус напряжения и вовлечённость читателя в происходящее нарастают, когда он вспоминает себя в возрасте 20 лет и, возможно, переосмысливает собственные взгляды на вопросы образования, идентичности, независимости и самореализации.

Безусловно, роман Кримп — феминистская книга, ведь главная цель автора — показать жизнь молодой женщины в современном капиталистическом обществе. Однако это не значит, что феминизм здесь не подвергается иронии. Кримп вполне осознаёт двойственность его идей со всеми их нюансами и парадоксами. Это можно обнаружить и в приёме «ненадёжного рассказчика», когда мы не понимаем, какой же на самом деле Макс видит Анну, и в диалогах её подруг — прогрессивных современных девушек, которые всерьёз рассуждают о том, что использование женских средств гигиены — дань капитализму. «Реальная жизнь» полностью оправдывает название, под которым роман вышел на русском языке (в оригинале: A very nice girl). Это умная, забавная, честная, ироничная и одновременно мрачная книга о том, как не потерять собственное я.

Автор

Редакция