06 июня 2024Интервью10 минут

Беседа с создательницей «Шолоха», Антониной Крейн

Первый роман Антонины Крейн, «Шолох. Теневые блики», увидел свет в 2020 году. С тех пор у писательницы вышло уже семь романов, шесть из которых относятся ко вселенной «Шолоха», и Антонину смело можно назвать одной из самых ярких звёзд, взошедших на небосклоне отечественного фэнтези за последние годы. 7 июня писательница отмечает день рождения, и в его честь мы решили поговорить с Антониной о её творческом пути и книгах. 

 

В серии «Шолох» есть как романы о приключениях детектива Тинави, так и книги с отдельными сюжетами, которые можно читать как самостоятельные произведения. Какие из романов ты бы порекомендовала для первого знакомства со своим миром?

— Всё зависит от вкусов читателя. Мне кажется, можно прикидывать как-то так:

  • Если хочется книги, в которой сочетаются все лучшие качества «Шолоха», — берите «Долину Колокольчиков»! Кодовое название: «Долина крашей», ведь здесь вас ждут такие классные герои, что вы точно возблагодарите небеса за знакомство с ними и все те эмоции, которые они вам принесут! Мне кажется, на сегодняшний день в «Долине Колокольчиков» ярче всего раскрывается суть «Шолоха», отражается ДНК моей фэнтези-вселенной и творчества в целом.
  • Если вам хочется почитать книгу с явной любовной линией, то выбирайте либо тёмный и страстный «Орден Сумрачной Вуали» (здесь есть мотивы тёмной академии и триллера) или имеющую вайб классического фэнтези «Академию Бурю».
  • Если вы любите знакомиться с миром последовательно, начинайте с «Теневых бликов».
     

— Ты рассказывала, что этот мир зародился у тебя ещё в детстве, когда ты отдыхала на даче, вокруг не было других детей и потому ты начала придумывать фэнтезийную реальность. А как зародился образ твоей, пожалуй, самой известной героини, Тинави — девушки, которая живёт в магическом мире, но сама оказывается лишена волшебства?

— Тинави появилась у меня вместе с миром. И хотя её образ с годами претерпевал изменения, имя закрепилось с самого начала: Тинави в честь Тинувиэль Толкина (я обожала его эльфов, даже, помнится, учила песни о них наизусть), «Дом» вместо фамилии — как отсылка к моей любимой игре Morrowind. Что касается слова «Страждущий» — оно мне нравилось с самого детства. Манящее, пугающее, с библейской ноткой.

Что касается того, что у Тинави нет магии — это уже достаточно новая идея, пришедшая ко мне, когда я начала всерьёз задумываться о написании книги. Я понимала, что у героя должен быть «роковой изъян», некий страшный конфликт, какая-то проблема, которая и станет началом его истории. И, подумав, решила лишить Тинави колдовства, притом что она готовилась к карьере мага — и все прочили ей большие успехи на этом поприще, ведь она у нас настоящая умница и красавица. Кстати, для меня это было непростым шагом: взять и вот так макнуть головой в неудачи кого-то, кто уже больше дюжины лет безмятежно живёт у тебя в голове!..

В рамках «Шолоха» ты обращаешься к разным жанрам — тут есть и детективы, и тёмная академия, и своего рода роуд-стори. Почему ты решила так экспериментировать с жанрами, оставаясь в одном мире, и есть ли ещё какие-то жанры, с которыми до сих пор ты не работала, но хотела бы обратиться в «Шолохе» в будущем?

— Свобода — одна из моих главных ценностей, в том числе свобода творчества. Система отдельных историй позволяет мне получать гораздо больше удовольствия от их написания, чем это сделали бы заранее заданные рамки трилогии, тетралогии и так далее. Если ты пишешь последовательный цикл, ты должен несколько лет подряд находиться более или менее на одной волне в творчестве — чтобы у тебя получилось цельное, гармоничное произведение. Я так не могу!

У меня меняются интересы, меняются желания: сегодня хочется быть весёлой и игривой, как в «Улыбнись мне, Артур Эдинброг», завтра — философствующей и путешествующей, как в «Долине Колокольчиков». Но при этом я обожаю своих героев и не хочу расставаться с ними после всего одного совместного приключения — поэтому с удовольствием возвращаюсь к ним в новых книгах.

— Мир Шолоха буквально пронизан магией, с которой не понаслышке знакомы люди из заглавного города, живущие сотни лет. Расскажи, пожалуйста, как ты работаешь над такими персонажами, чей жизненный опыт и возможности существенно отличаются от обычных человеческих?

— Основные герои, от лица которых мы видим происходящее, обычно являются более или менее моими ровесниками: им в среднем от 26 до 35 лет, поэтому мне не приходится как-то дополнительно думать о соответствии их характеров возрасту: да, когда им будет по двести (и при этом они останутся молоды), мы с ними наверняка будем видеть мир по-разному, но пока что они близки мне и понятны.

А что касается колдовства и способностей… В «Теневых бликах» Тинави говорит, что «магия — это просто ещё один инструмент для управления собственной жизнью». Я согласна с этим. Вообще, я пишу именно фэнтези просто потому, что магия… красивая. С ней веселее, вот и всё. Поэтому, прорабатывая героев, я просто прописываю их «магический» статус так же, как прикидываю их социальное или финансовое положение. Никаких сложностей!

— На Западе сейчас пошёл тренд на так называемое «уютное фэнтези», описывающее миры, в которые хочется погружаться и возвращаться, несущее заряд положительных эмоций и оптимизма. По-моему, к такому фэнтези можно отнести и твои книги. Как считаешь, с чем связан рост популярности этого направления жанра?

— Возможно, сейчас больше людей стало увлекаться психологией и в целом открывать для себя удовольствие радоваться жизни. У меня иногда возникает ощущение, что долгие годы и во многих обществах радость была несколько стигматизирована. Страдать, мучиться, преодолевать и терпеть — это да-а-а, это достойно. Радоваться — пфе, что за поверхностный человек будет таким заниматься, когда в мире столько боли?

А сейчас радость уже как будто не кажется такой легкомысленной штукой. И у всё большего количества людей появляется ощущение, что можно иначе. Можно выбирать свет — самим — и позволять выбирать его героям книг

В моих книгах далеко не всё всегда хорошо — там есть место и драмам, и невыносимой боли, и смертям, но… В конечном счёте все тянутся к свету и находят его, где бы ни были. Ведь, на мой взгляд, радоваться, идти вперёд, фокусироваться на созидании, а не разрушении — это воодушевляюще и верно. Как говорил Берти Голден-Халла: «Стопроцентно я уверен лишь в том, что жизнь — это счастье и грандиозная удача кучки атомов, сорвавших великий куш и сложившихся в таких чудесных нас».

В общем, мне кажется, всё большему количеству людей отзывается эта философия — и они рады видеть её в книгах. А потом дочитывать классную историю и с приподнятым настроением, с огромным удовольствием идти и жить уже свою жизнь.

— Недавно вышла обновлённая версия твоей дебютной книги «Шолох. Теневые блики». Насколько велики изменения, которые ты внесла в текст? И сложно ли вообще было вернуться к тексту, над которым ты трудилась годы назад?

— Возвращаться к «Теневым бликам» было огромным удовольствием! Я очень люблю историю Тинави, и возможность снова прогуляться по Шолоху, заново познакомиться с уже ставшими родными героями и пережить все их приключения стала для меня настоящим подарком. В то же время иногда в те три месяца, что ушли у меня на редактуру, я просто брала подушку и орала в неё: настолько мне годы спустя не нравилось кое-что из старой версии. Но, скажем так, 85% процесса было наполнено радостью, 15% — мучениями из-за стыда.

Что касается изменений, то в целом сюжет остался тем же, противоречий с прошлым вариантом нет, мы приходим к тем же вещам. Но теперь я немного иначе рассказываю ту историю. Я уточнила и расширила биографии, характеры и отношения героев. События книги периодически развиваются иначе. Появились дополнительные эпизоды и новые детали о героях и мире. Стало больше химии и романтики. Сам стиль — чётче и элегантнее. Появились ответы на некоторые важные для читателей вопросы.

— У твоих книг очень яркие обложки, на которых неизменно изображены герои. А ещё по мотивам твоих романов есть изрядное количество красочных артов. Представляешь ли ты героев, когда пишешь, и, если да, насколько близки образы, созданные художниками, твоим собственным представлениям о персонажах?

— Я представляю героев, но слегка размыто, не в деталях. Конечно, я понимаю, какой у них цвет волос, рост и так далее, но вот увидеть перед внутренним взором форму носа или челюсти, дизайн брюк — уже проблема. Хотя нет, «проблема» — неверное слово. Скорее, мне самой это просто не нужно для того, чтобы чувствовать и любить персонажа.

Мне откликается некая невыразимость, ускользающая от конкретики красота образов. Но при этом я чувствую огромное удовольствие, когда вижу арты по своим книгам: иногда они совсем не попадают в моё видение, но иногда — о-о-о!.. Герои получаются потрясающими, художники успешно воплощают всё то ускользающее и каноничное, пусть и каждый по-своему. Так, два моих любимых арта с Полынью — это «Господин Внемлющий» от Lorandesore и «Референс» от Liprik0n. А лучшие в моём рейтинге Тинави — это «Стражди» от Lana.Mirs (нейросеть с дорисовкой) и «В горах» от Laniel.

— В одном из интервью ты говорила, что прочитала несколько десятков книг по литературному мастерству. Как ты считаешь, оказались ли они полезны для твоего становления как писателя?

— Безусловно, да! К некоторым из них я могу обращаться до сих пор, если чувствую, что «теряюсь» в сюжете. В основном к старому доброму «Путешествию героя» Кэмпбелла. Но, когда вы упоённо читаете обучающую литературу или ходите на курсы, нужно помнить о том, что знания — это хорошо, но без практики — совершенно бессмысленно. Чтобы у вас появилась классная книга, её надо написать. И если встаёт выбор в стиле: «прочитать ещё одно пособие или написать ещё одну главу», я рекомендую делать второе.

В статье использованы иллюстрации (в порядке появления): Тинави из Дома Страждущих, арт Midjourney с дорисовкой Lana.Mirs; Берти Голден-Халла, художник Lana.Mirs, арт на базе Midjourney; Полынь из Дома Внемлющих, художник Lorandesore; Силграс Авалати, художник Skypr!mf. 

Автор

Дмитрий Злотницкий