07 июня 2024Лонгрид12 минут

Сделали сами: 7 главных событий, которые сформировали американскую идентичность

Стремление найти новые источники сырья и рынки сбыта, необходимость укрепления геополитических позиций, а также желание избежать преследования по религиозным мотивам привело европейцев за океан, на Американский континент. К середине XVIII века на восточном побережье сформировалось уже 13 британских провинций, но нарастание противоречий между колониями и метрополией привело к революции, принятию Декларации независимости и образованию нового государства — Соединённых Штатов Америки.

Очень быстро новоявленные американцы начали расширять свою территорию и вести борьбу за право называться ведущей мировой державой — не только на международной арене, но прежде всего в умах своих граждан. Предлагаем проследить, опираясь на книгу российского историка-американиста Ивана Курилла «Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США», какие события оказали влияние на становление американского самоопределения и как всего за три столетия потомки первых колонистов Новой Англии превратились в современных американцев.

Война за независимость

Английские протестанты-пуритане переселялись в Америку целыми группами, чтобы создать в новых поселениях сообщества, где их непопулярные на родине взгляды и образ жизни стали бы доминирующими. В 1620 году группа пуритан (они вошли в историю США как отцы-пилигримы, предки будущих граждан и основатели нового государства) приняла соглашение о будущем совместном самоуправлении — этот принцип затем лёг в основу современной демократии. Представление пуритан о собственной исключительности и желание быть примером для остального человечества оставались ключевыми составляющими американской идентичности на протяжении всей истории. Менялось лишь обоснование этой «избранности».

В первую очередь идентичность американских колонистов начала выстраиваться на противопоставлении себя с Другими. Протестанты видели Других в католиках — французах и испанцах, с которыми вели борьбу за территорию; в афроамериканцах, которых захватили на испанском судне в виде трофея и перевезли в Виргинию в качестве рабов, и в индейцах — язычниках, слишком далёких от европейских понятий и потому насильно вытесненных за пределы их родных земель.

Позже, когда окончание войны с французами и индейцами не оправдало ожиданий колонистов, Другими стали и жители Великобритании. Новое поколение было рождено на новых землях, с молоком матери впитало культурное отчуждение и политические разногласия с метрополией, хотело самостоятельно управлять своей жизнью, не зависеть от государства по другую сторону океана. Провозглашение независимости 4 июля 1776 года стало актом разрыва с прежней идентичностью.

Теперь основу нации составили белые мужчины новых взглядов — те, кто не захотел отказаться от старых идеалов, покинули колонии; индейцы и чернокожие рабы всё ещё оставались Другими, женщины просто не учитывались. В глазах Европы США стали восприниматься как воплощение идеалов Просвещения и образцом критики европейских порядков, а вне Европы — символом независимости. Сами же колонисты больше не чувствовали себя англичанами, но ещё не понимали, кто они. 

Принятие конституции

Завоевание независимости поставило перед американскими элитами задачу создания собственного государства и представлений о нации. Политическая жизнь на тот момент регулировалась первым договором между штатами, «Статьёй конфедерации и вечного союза». Однако слабые полномочия центральной власти, которые давал этот документ, привели сначала к его пересмотру, а затем к осознанию необходимости новых договорённостей. В 1787 году был принят основной закон страны — Конституция Соединённых Штатов. Сегодня конституции есть почти в каждом государстве, но на тот момент это было уникальным политическим нововведением.

Основную цель закона авторы видели в создании государственной системы, учитывающей разнообразие страны и исключающей захват власти кем-то одним. Но за то, чтобы все одобрили новый закон, пришлось побороться. Если «Статьи» делали разрозненные территории тесными союзниками, то конституция превращала их в одно целое. Сторонники принятия конституции аргументировали это решение впечатлением на международной арене: сильное централизованное правительство должно было вызвать больше уважения у Франции, Англии или Испании, а защищаться от агрессии будет проще. Таким образом конституция послужила внешним каркасом для скрепления разнородного населения страны, объединившегося перед лицом внешней угрозы.

Гражданская война

Урегулирование всех споров с Великобританией снизило вероятность утраты независимости США. Но исчезновение, спустя десятилетия, стороннего врага создало условия для разрушительного внутреннего конфликта.

Приращение территорий требовало увеличения количества полноправных граждан, однако с сохранением культурного и расового единства. Принятие христианства индейскими племенами чероки и признание их Конгрессом США независимой нацией не спасло народ от насильственного выселения с их законных территорий. Страхи и сомнения также вызывало растущее количество чернокожих рабов (белыми рабами долгое время оставались британские бедняки, которые работали в счёт учёбы в качестве подмастерья, за долги или перевозку из Англии) и их распространение на западные территории.

Для сохранения белой идентичности в условиях роста числа чернокожих рабов в 1816 году было основано Американское колонизационное общество, которое выкупало афроамериканцев и переселяло их в Африку

Спустя 44 года президентом стал активный противник распространения рабовладения Авраам Линкольн, и между политическими сообществами Юга и Севера вспыхнул острый конфликт. Южные штаты захотели выйти из состава США и жить по собственным принципам (включая возможность владения рабами, ведь экономика их штатов базировалась на землевладении). Конфликт продолжался в течение четырёх лет и унёс жизни 600 000 человек, включая самого Линкольна. Он завершился двусмысленным компромиссом: южные штаты приняли реформы и отменили рабство, однако отстояли сегрегацию чёрного и белого населения. Идентичность всё ещё была неустойчивой.

Великая депрессия и «Новый курс» Рузвельта

Крах Уолл-стрит в 1929 году, начавшийся с обвального падения цен на акции, вверг страну в Великую депрессию. Потеря средств к существованию и экономическая нестабильность разрушили уверенность американцев в экономическом превосходстве своей нации и веру в то, что США являются обществом «сделавших себя» людей (self-made men).

Перед избранным президентом Рузвельтом стояла задача вывести страну из кризиса и вернуть веру в американское великое предназначение. Его метод проб, ошибок и экспериментов получил название «Новый курс». Рузвельт уменьшил военное вмешательство в Латинской Америке и нормализовал отношения с СССР, что способствовало расширению рынков и заложило основу союза в предстоящей войне.

Доминирующей внешней политикой страны накануне Второй мировой войны был изоляционизм — отказ от участия в международных конфликтах вне территории США. Законы о нейтралитете (не продавать оружие и боеприпасы воюющим странам, не давать им кредиты, не путешествовать на судах, принадлежащих таким странам) ограничивали действия Рузвельта отправкой добровольцев в британские ВВС, в то время как он склонялся к полномасштабному участию в войне.

Пересмотреть свою политику американцам пришлось после удара японских авианосцев по американской базе Перл-Харбор на Гавайях и объявления Гитлером войны США спустя четыре дня после нападения. Это стало разгромом для сторонников изоляционизма и заставило страну выступить во Второй мировой войне на двух фронтах.

Победа во Второй мировой 

Вступление в войну залечило экономические раны Великой депрессии, спровоцировало рост промышленности и ликвидировало безработицу. Война же заставила американцев пересмотреть списки своих и чужих. Напряжённые отношения с СССР после пакта с Германией в 1939 году сменились тесным сотрудничеством после 22 июня 1941 года. А нападение Японии на США воскресило старые предубеждения и расизм против выходцев из Восточной Азии.

Объединение экономической мощи США и человеческих ресурсов СССР обеспечило победу блока во Второй мировой, но привело к появлению двух сверхдержав — США и Советского Союза. Мировое противостояние сменилось идеологической борьбой двух государств за доминирующее положение в сознании остальных.

Холодная война

Статус сверхдержавы и переход к глобализму после окончания Второй мировой привели американцев к переизобретению Других. После разгрома Германии и Японии антагонистом вновь стал Советский Союз.

Далёким от внешней политики людям устройство мира всегда представляется бинарным: есть хорошие и плохие, мы и они. В период холодной войны это представление совпало с мировым порядком. Те американцы, кто поддерживал идею союза с Советами, стали считаться вражескими агентами. Актёры, режиссёры и сценаристы, подозреваемые в симпатиях к СССР, не могли получить в Голливуде работу.

В течение нескольких десятилетий отношения супердержав накалялись и замерзали. К началу 1970-х президент США Ричард Никсон и генеральный секретарь Советского Союза Леонид Брежнев начали политику разрядки — в это время Соединённые Штаты достигли вершины своего могущества, у них была самая мощная экономика, самая сильная армия и эффективная политическая система. Однако ударивший энергетический кризис, поражение во Вьетнаме и осознание бессмысленности этой войны, а также Уотергейтский скандал с последующей отставкой Никсона привели к новому витку противостояния.

На пост президента заступил Рональд Рейган с лозунгом «Вернём Америке величие». Он воспользовался уловкой, известной ещё потомкам колонизаторов, — сплотить американцев может только наличие страшного внешнего врага. Им стал коммунистический СССР. Бороться пришлось недолго. Уступки со стороны советского правительства, возглавляемого Горбачёвым, исчезновение страха третьей мировой и дальнейший распад Советов вызвали небывалый оптимизм у жителей США и вывели их из кризиса идентичности, в котором они пребывали предыдущие годы. Но до вопроса «Что делать без очевидного врага?» оставалось совсем немного.

Культурные войны и символический расизм

Хотя в 1990-е годы США переживали эйфорию от победы в холодной войне и экономического роста, во внутриполитической системе назрел раскол. Международные отношения перестали делиться на два противоборствующих лагеря: американцы и россияне больше не были врагами, и их отношения уже не укладывались в схему «хорошие против плохих».

В отсутствие внешней угрозы граждане обратили внимание на то, что внутри страны прогрессируют «либеральные» ценности: началась легализация однополых браков, женщина смогла занять пост госсекретаря, афроамериканец был избран президентом. К 2010-м годам американцы, несмотря на различия в цвете кожи, происхождении, поле, сексуальной ориентации и убеждениях, внешне всё ещё оставались единой политической нацией. Однако страну раздирал конфликт консервативных и либеральных ценностей, названный «культурной войной», достигшей апогея после избрания одиозного президента Дональда Трампа в 2016 году.

Расовая проблема также не уходила из внутренней политики США. После победы движения за гражданские права в 1960-е традиционный расизм был объявлен вне закона, но на смену ему пришли новые формы расового разделения, такие как «символический расизм», когда белое большинство беспокоилось за свои групповые ценности и считало, что удовлетворение требований афроамериканцев ослабляет нацию.


Об этих и других важных этапах становления американской идентичности: определении себя как технического гиганта, конфликтах, последовавших за гражданской войной, экономических кризисах и взлётах — и, конечно, подробнее о движении за гражданские права читайте в книге Ивана Курилла «Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США».

Автор

Екатерина Перминова