Статья6 минут

Кто такой Чайна Мьевиль?

В начале года появилась новость, что Киану Ривз выпустит роман The Book of Elsewhere, основанный на его авторской вселенной — пока она развивается в комиксах, а в планах есть фильм и анимационный сериал. Центральным героем выступает бессмертный воин, который в комиксах очень похож на самого Ривза. Именитый актёр написал книгу в соавторстве с Чайной Мьевилем, которого назвал одним из своих любимых писателей. Для самого английского писателя это будет первый роман аж с 2016 года — с тех пор у него выходили книги, но не художественные. Любителям фантастики Мьевиль известен как один из самых оригинальных авторов своего поколения и многократный лауреат разнообразных премий. А для тех, кто впервые услышал это имя из новостей о грядущем романе, мы решили немного рассказать про писателя, которого выбрал себе в напарники Киану Ривз. 

Странная фантастика на стыке жанров

Чайна Мьевиль дебютировал в литературе в конце 90-х годов, и стал одним из пионеров направления фантастики, получившего название «новые странные». Дать ему чёткое определение или очертить его рамки — задача почти невыполнимая. И, пожалуй, это само по себе может служить его характеристикой. К «новым странным» относят авторов, которые пишут очень разные книги — по сюжетам, мирам, тематике и подходу к повествованию. Пожалуй, главное, что роднит тех, кого относят к этому направлению, — стремление работать на стыке различных жанров. Смешивать фантастику, фэнтези, стимпанк или хорроры ради того, чтобы создавать по-настоящему новые уникальные вымышленные вселенные и сюжеты. 

Всё это прекрасно умеет делать Мьевиль, и хотя он не был первым из тех, кого сегодня относят к «новым странным» (некоторые из этих авторов заявили о себе ещё в 80-х), именно его роман «Вокзал потерянных снов» стал своеобразным флагманом направления. Громкая слава «Вокзала потерянных снов», увидевшего свет в 2002 году, и привела к тому, что это литературное движение по-настоящему оформилось, стало заметным и обсуждаемым. 

Фэнтези с политическим подтекстом

Прежде чем перейти к более детальному разговору о творчестве Мьевиля, стоит остановиться на его взглядах и убеждениях, которые находят отражение во многих книгах автора. Будущий писатель изучал социальную антропологию в Кембридже и во время учебы заинтересовался марксизмом. Да настолько, что Чайна Мьевиль стал убежденным сторонником взглядов Маркса на политический и исторический процессы. И это не было просто юношеским увлечением левыми идеями, которое прошло бы с годами. Впоследствии Мьевиль защитил диссертацию на тему «Марксистская теория международного права». Кроме того, он пробовал себя и на политической ниве — впрочем, без особого успеха. 

Пожалуй, будет несправедливо говорить, что Мьевиль превратил свои книги в трибуну для продвижения своих политических воззрений. Однако в своих книгах писатель регулярно через призму вымышленных реальностей рассматривает проблемы реального мира, которые его волнуют, вроде классовой борьбы, империализма, колониализма или революционных движений. 

Знаковая трилогия «Нью-Кробюзон»

В фэнтези и фантастике, где правят бал циклы, Чайна Мьевиль выделяется ещё и тем, что пишет преимущественно одиночные романы. Единственный цикл в его литературной карьере — трилогия «Нью-Кробюзон», да и в той романы связаны общим миром, но вполне могут читаться как самостоятельные произведения. 

Открыл трилогию, которая стала своего рода визитной карточкой автора, уже упоминавшийся выше «Вокзал потерянных снов». Действие книги разворачивается в фэнтезийном мегаполисе, который и дал название циклу. В Нью-Кробюзоне технологии соседствуют с магией, а населяют его множество причудливых существ — от полулюдей-полунасекомых до искусственного интеллекта, сформировавшегося буквально из технологического мусора на городской свалке. Сюжет начинается с того, что местный ученый берётся за неожиданную работу, а в процессе узнаёт об угрозе, нависшей над всем Нью-Кробюзоном. 

Невероятный полёт авторского воображения, самобытный и образный стиль Мьевиля, умелое сочетание разных жанров и хитрое обыгрывание их штампов, ловкое вплетение в увлекательный сюжет животрепещущих и актуальных вопросов — вот лишь самые главный козыри этого нашумевшего романа, который принес автору премию имени Артура Кларка, Британскую премию фэнтези и ряд других наград. 

Следом Чайна Мьевиль написал «Шрам» и «Железный совет», которые переносят читателей в иные регионы мира и посвящены уже другим героям и конфликтам. И в этих романах писатель еще увеличивает жанровую эклектичность. Например, в «Шраме» основным местом действия становится плавучий пиратский город, состоящий из множества кораблей, и от книги веет суровой морской романтикой. А в «Железном совете» присутствуют элементы вестерна, и социально-политическая составляющая сюжета велика даже по меркам Мьевиля. 

Лондонский маг

Читая «Вокзал потерянных снов», можно заметить в Нью-Кробюзоне черты Лондона, города, где Чайна Мьевиль вырос. Сам автор не скрывал, что, создавая свой фэнтезийный мегаполис, вдохновлялся именно английской столицей. Сама же она стала местом действия аж трёх романов Мьевиля — всякий раз писатель привносит в неё те или иные сверхъестественные элементы и выписывает с такой любовью и тщательностью, что Лондон, наравне с героями, становится словно бы ещё одним действующим лицом книг

В Лондоне разворачивалось действие уже дебютного романа Мьевиля. В «Крысином короле» юноше, обвиняемому в убийстве собственного отца, приходила на помощь таинственная сверхъестественная личность и с этого начиналось погружение героя в магическое закулисье родного города. Пареньку предстояло оказаться в эпицентре многовекового противостояния между Крысиным королем и его смертельным врагом. 

Впоследствии из-под пера Мьевиля вышли еще подростковый роман «Нон Лон Дон» о двух девочках, которые попадают из обычного Лондона в его волшебное отражение, а также «Кракен», где детектив переплетается с чёрной комедией. Сюжет здесь закручен вокруг исчезновения из Лондонского музея естественной истории гигантского кракена, безумных культистов и апокалиптической угрозы.

Сравнение этих трёх романов наглядно демонстрирует потрясающее богатство фантазии автора. Всякий раз Мьевилю удается создать узнаваемый образ города, и в то же время каждый из Лондонов Чайны самобытен и отличается от того, каким он предстает в фэнтезийных романов других авторов и его самого. 

Космос и выжженные пустоши

Чаще всего Мьевиль описывает в своих книгах магические миры, но есть на его счету и работы на ниве научной фантастики. И они тоже подкупают смелыми и нетривиальными идеями. 

Так в «Посольском городе» автор описывает инопланетную расу, чей образ мыслей и язык, не позволяющий лгать, радикально отличаются от человеческих. Мьевилю удалось показать инопланетян, которые ощущаются, как по-настоящему иные и чуждые создания, а сюжет он выстроил вокруг крайне непростых взаимоотношений между ними и людьми. 

А в «Рельсах» Чайна Мьевиль обратился к постапокалипсису. Писатель любит наполнять свои произведения отсылками к классическим произведениям, а этот роман сам по себе можно назвать оммажем «Моби Дику». Правда, события здесь происходят в пустошах, опутанных бесконечной паутиной рельс, а капитан Напхи и экипаж её поезда ведут охоту на гигантского крота. Но, конечно, Мьевиль не повторят знаменитый роман Мелвилла в иных декорациях, а отталкивается от него и создает произведение со схожим конфликтом и мотивами, но множеством оригинальных черт.

 

Чайна Мьевиль удивительно разносторонний автор. Кроме романов, на которых мы остановились подробнее, на его счету есть изобретательный детектив «Город и город», сюрреалистичная альтернативная история «Последние дни Нового Парижа», изрядное количество рассказов, сценарии комиксов и исторические книги… И за что бы он ни брался, у Мьевиля неизменно получались примечательные произведения. Будем надеяться, что и роман, написанный вместе с Киану Ривзом, будет заслуживать внимания не только благодаря громким именам авторов.

Автор