09 августа 2023Статья5 минут

Зачем придумали художественную литературу и почему мы её читаем

Выдуманные сюжеты, облачённые в слова и буквы, а затем завёрнутые в красивые обложки, давно стали привычной частью повседневной жизни многих людей. Но откуда они взялись? Зачем вообще человечество придумало художественную литературу и какова польза от прочтения того, что пришло в голову другому человеку?

Мозг любит истории

С древних времён люди рассказывали друг другу истории: о быте, явлениях, которым нет объяснения, и богах, которые эти объяснения дают. Передавая из уст в уста информацию о мире, наши предки сохраняли традиции, учились ремеслу, почитали старших. Люди начали рассказывать истории, как только научились разговаривать. Истории успокаивали, позволяли чувствовать себя частью общины — и оттого в безопасности, а ещё возбуждали воображение, даже если история основывалась на реальных событиях и могла представлять реальную угрозу. 

Первая литература

Художественная литература как отдельный вид искусства появилась в Древней Греции, и не сильно позже — в Риме. Для античной литературы были характерны мифологичность, публичность и музыкальность, а авторы стремились возвысить земную красоту и проповедовали идеи гуманизма. Именно в этот период сформировались основные литературные жанры, а также рода: эпос, драма и лирика.

Так почему же истории так нравятся людям? Во-первых, хорошая история активизирует все отделы мозга, заставляет почувствовать эмоции, развивает воображение, включает мыслительный процесс. Когда в тексте появляется слово «толкнул», мозг моментально понимает, о чём идёт речь, потому что активизируется именно тот его отдел, который отвечает за тактильное восприятие и может отличить объятие от грубого толчка. И чем больше человек читает, тем больше различной информации он воспринимает и тем чаще и точнее включается мозг. Это, в свою очередь, развивает эмпатию и позволяет лучше понимать мир вокруг.

Во-вторых, истории упрощают процесс коммуникации. Когда человек придумывает историю, скорее всего она будет выстроена последовательно или же с такой логикой, которая упростит процесс понимания. Мозг, создавая сюжет, систематизирует информацию, и события перестают быть отдельными элементами. Они становятся связанными друг с другом частями одного целого, которые переплетаются, одновременно являются и причиной, и следствием, а также помогают понять, что и почему произошло и какие выводы из этого можно сделать. 

Именно поэтому и современные люди продолжают использовать в своей жизни истории — ведь как ещё что-то объяснить, убедить другого или понять самому, если не прибегнуть к элементарной логике, которая всегда есть в историях? 

Уилл Сторр, автор книги «Наука сторителлинга», говорит об историях следующее: «Когда мозг придумывает историю, он берёт весь хаос, все сложности реальности и превращает их в очень простую, понятную историю с тобой в центре происходящего. Ты — герой этой истории. Мозг — главный рассказчик». 

В конце концов, истории — это просто и привычно, ведь человек, сам того не подозревая, создаёт их ежедневно: планируя выходные, составляя список покупок или общаясь с друзьями о поездках, просмотренных фильмах и прочитанных книгах. Каждый раз, когда мозг пытается прогнозировать развитие событий, он создаёт историю, а зачастую даже не одну, понимая таким образом природу явлений и упрощая своё существование.

При чём здесь художественная литература?

Художественная литература пронизана историями, ведь её специфика заключается в наличии художественного вымысла. Художественная книга — это полностью выдуманная история, рождённая в голове автора, подкреплённая его идеями, взглядами на мир и жизненным опытом. Но если в рассказе друга о том, какой фильм посмотреть, а какой не стоит, есть какой-то практический смысл, то в чём преимущество художественной литературы на фоне, например, научно-популярной?

В первую очередь, она развивает воображение, а хорошо развитое воображение тесно переплетается с креативным мышлением и с навыком поиска нестандартных решений. Ведь даже в самой размеренной и предсказуемой жизни есть место обстоятельствам, которые невозможно ни предугадать, ни предотвратить. В таких ситуациях от мозга требуется быстрота реакции, а ещё высокое качество этих реакций. Оказавшись в экстренных условиях, человек далеко не всегда способен поступить адекватно положению и в итоге часто реагирует эмоционально, выбирая не самое подходящее решение. Конечно, нельзя сказать, что, прочитав тысячу книг, вы всегда будете стойко и твёрдо представать перед лицом неизвестного, но всё же художественная литература заставляет мозг работать, а значит, есть шанс, что вы будете более качественно обрабатывать ситуации и принимать решения. 

Интересный факт

Каждый раз, когда человек читает историю, он неосознанно переносит чужой опыт на свою жизнь и думает о том, как бы он поступил в данной ситуации. Научные исследования подтверждают, что мозг, переживая чужой опыт, ощущает его как свой собственный, поэтому чем больше вы включитесь в историю, которую читаете, тем качественнее разовьёте навык решения проблем. 

Во-вторых, мозг человека не любит оставаться в неизвестности. Любой вопрос без ответа или неразрешённая проблема лишают его чувства безопасности и погружают в стрессовое состояние — чтобы вернуться в норму, необходимо во что бы то ни стало найти все ответы. И если на вопрос из области точных наук можно найти ответ в интернете, то как только речь заходит о более сложных и комплексных проблемах, становится сложнее. Где ещё в таком случае искать ответ, как не в художественной литературе? Сопереживая персонажу, видя в нём собственное отражение, человек получает информацию, о которой раньше даже не задумывался. Художественная литература помогает выстраивать связи там, где их раньше не было, а это полезно для мозга по двум причинам: он решает проблему неизвестности и наращивает нейронные связи, которые улучшают мыслительный процесс. 

В-третьих, как и любая история, художественные книги служат передатчиком жизненного опыта. Несмотря на то, что в основе сюжета чаще всего лежит выдуманная история, её автор — реальный человек со своими чертами характера и опытом, готовый переложить их на страницы книги. Чем реалистичнее история, чем больше людей находят в ней что-то близкое, тем вероятнее, что у этого писателя будет чему поучиться. Эта функция литературы дошла до нашего времени с самой древности: ещё греческие философы писали свои труды, стараясь передать свой опыт дальше. Кстати, именно поэтому античная литература отличалась публичностью: её никогда не читали про себя, а всегда вслух и для кого-то. 

 

Выходит, появление художественной литературы — естественное следствие любви мозга к историям. По мере того как развивалось человечество, развивалась и литература, обрастая новыми смыслами и целями. Благодаря ей человек находит ответы на волнующие вопросы, познаёт окружающий мир, учится коммуницировать с людьми, а ещё развивает эмпатию, фантазию и важные для жизни навыки принятия решений. Такое влияние книг на мозг легко ощутить, если читать более или менее регулярно.

Автор

Валерия Шаповалова