23 мая 2024Статья6 минут

Домик под старость Эмиля Золя

Завершение долгой работы часто становится поводом поговорить о самой работе. Студия «Ардис» осуществила аудиозапись двадцатитомного цикла романов французского писателя Эмиля Золя «Ругон-Маккары», в которых описывается жизненный путь представителей четырёх поколений семьи. К выходу всех записей рассказываем об авторе и его творчестве.

 

Золя родился в 1840 году в Париже, прожил 62 года и умер там же. Считающийся лидером натурализма, он стал одним из самых популярных, публикуемых и переводимых во всём мире, навсегда оставив свой след во французской литературе. В литературном плане он в первую очередь известен именно этим циклом, изображающим французское общество во времена Второй империи, то есть во времена диктатуры племянника Наполеона I, вошедшего в историю под именем Наполеон III.

Золя рисовал общество Второй империи во всём его разнообразии, подчёркивая его жестокость по отношению к рабочим («Жерминаль», 1885), его невзгоды («Нана», 1880), но также и его успехи (появление универмагов в романе «Дамское счастье», 1883). В поисках истины Эмиль Золя собирал по каждой затронутой теме прямые наблюдения и документацию. Благодаря острому вниманию к «правильным» деталям, удачной метафоре, ритму предложений и повествовательных построений он создал мощный вымышленный мир, населённый мучительными вопросами о людях и социуме. 

Золя увлекался литературой с ранней юности. Он много читал и мечтал писать профессионально, уже в шестом классе написав роман о крестовых походах. Его друзья детства, в том числе будущий художник Поль Сезанн, — его первые читатели. В разговорах с ними Золя не раз заявлял, что однажды станет признанным писателем.

В течение десятилетий Сезанн занимал особое место в его жизни. Художник и писатель находились рядом друг с другом, переписывались и даже помогали друг другу материально. Но со временем, и особенно с публикацией «Творчества» (1886), романа, в котором художник узнал себя в образе несостоявшегося художника Клода Лантье, их дружба угасла.

Но не сразу Золя стал писателем. Он работал писцом в таможенных доках, клерком в книжном магазине, четыре года проработал в отделе рекламы в фирме «Ашетт», где в конечном итоге занял должность, эквивалентную должности современных пресс-атташе. Работая здесь, он изучил все приёмы работы с книгой и её маркетинга. В это же время ему удалось опубликовать первые статьи и первую книгу — «Сказки для Нинон» (1864).

Тогда же он занялся журналистикой, извлёкши выгоду из бума прессы во второй половине XIX века, позволившего появиться новым авторам. Всем начинающим писателям, обращающимся за советом, до последних дней своей жизни писатель рекомендовал идти по его стопам и в первую очередь писать в газеты.

Помимо критики (литературной, художественной или драматической), Золя опубликовал в прессе около ста рассказов и все свои романы в виде сериалов. Он занимался полемической журналистикой, в которой демонстрировал не только свою ненависть к диктатуре, но и свои вкусы, выдвигая на первый план не только эстетические, но и политические позиции.

Золя был убеждённым республиканцем, поскольку республика была для него «единственным справедливым и возможным правительством». Именно поэтому первые романы цикла «Ругон-Маккары» имели одновременно сатирическую и политическую направленность. Кроме того, цензура, которой он подвергался с 1871 года, глубоко разочаровывала его.

Одними из сильных сторон Золя являлись его трудолюбие и постоянство, что выражалось в девизе, который он написал на каминной полке своего рабочего кабинета: «Ни дня без строчки». Он публиковал по роману в год, издал несколько совместных журналистских работ, а также пьесы и «Новые рассказы Нинон». Финансовое положение писателя начало стабилизироваться в результате огромного успеха, достигнутого публикацией романа «Западня» в 1877 году, после чего Золя подарил себе загородный дом в Медане, в 30 км от Парижа, который не уставал благоустраивать.

Золя был, строго говоря, небогат, поскольку у него была мать-иждивенец, умершая в 1880 году, и два дома, а продажи романов периодически падали в результате его политических взглядов, что приводило к кратковременным финансовым затруднениям. Но от значительных проблем он обезопасил себя до самой смерти. Романы, публикуемые в виде сериалов, отчисления за проданные книги, доход от адаптации романов для театра, а также от их многочисленных переводов — в течение нескольких лет годовой доход Золя быстро рос.

В 1881 году, достигнув финансовой автономии, он прекратил журналистскую деятельность. По этому поводу он опубликовал статью «Прощание», в которой подвёл итоги пятнадцатилетней борьбы в прессе. Он не брался больше за перо журналиста, за исключением нескольких выступлений то тут, то там, до тех пор, пока в 1897 году не вмешался в «дело Дрейфуса». Но в душе он остался репортёром: сюжет «Жерминаль» основан на встречах с шахтёрами.

В 1868–1869 годах, ещё до написания первого романа серии, Золя составил генеалогическое древо своих персонажей. В окончательной версии древо опубликовано в 1893 году, когда вышел «Доктор Паскаль», последняя работа цикла.

«При чём же тут “домик под старость”, вынесенный в заголовок?» — спросите вы. Процитируем уже упомянутый роман «Творчество», в котором друг главного героя говорит: 

Видишь ли, я нашёл наконец-то, что мне нужно. О, конечно, это небольшой уголок, но его хватит на всю мою жизнь, даже при наличии большой доли честолюбия… Я изберу какую-нибудь семью и буду шаг за шагом изучать жизнь всех её членов, их прошлое, их поступки, стремления, воздействие одних на других… Одним словом, у меня будет всё человечество в миниатюре, и я могу проследить условия его роста и движения. Вместе с тем, я помещу моих героев в определённую историческую эпоху, что даст мне известную среду и условия — это составит одну из страничек истории человечества… Таким образом я напишу целую серию книг, пятнадцать-двадцать романов, которые будут соприкасаться, оставаясь каждый в своей особой рамке… Эта работа позволит мне выстроить себе под старость домик, если только она не раздавит меня.

Автор

Редакция