Как организовать книжный клуб на работе для удалённой команды — пошаговая инструкция

Расширить кругозор сотрудников, поучаствовать в дискуссии и просто интересно провести время — эти и другие возможности даёт корпоративный книжный клуб. Организовать его можно самостоятельно, даже если вы и ваши коллеги работаете удалённо. Вместе с редакцией МТС Линк Медиа и лидером книжного клуба МТС Натальей Колесниковой подготовили статью о том, как с нуля создать книжный клуб на работе и что для этого нужно.

Наталья Колесникова — старший тренер в Департаменте управления талантами МТС. Год назад вместе со своими коллегами организовала книжный клуб для сотрудников компании.
Зачем вообще нужен книжный клуб и в чём его польза
Совместное чтение и обсуждение — это один из нелинейных методов обучения. Когда ты читаешь книгу один, могут появляться интересные мысли, но они остаются только у тебя. Когда же ты приходишь в книжный клуб, то можешь обсудить идеи в компании единомышленников. Кроме того, на таких встречах можно прокачать навыки, которые пригодятся в работе.
Умение аргументировать. На встречах книжного клуба могут разгораться настоящие дискуссии. Во время беседы участники учатся высказывать свою позицию и подбирать аргументы. Это уже более сложная умственная работа, чем просто чтение книги.
Критическое мышление. Это способность услышать позицию другого и принять её, а не только отстаивать своё мнение. У людей могут быть абсолютно противоположные видения прочитанного: одну и ту же мысль в книге часто трактуют по-разному. Чтобы каждый получил удовольствие от встречи, участники учатся слушать друг друга и принимать чужую позицию.
Когда человек формулирует свои мысли, озвучивает позицию и учится принимать мнение другого, он задействует области мозга, которые отвечают за развитие. В этом и есть ценность книжного клуба. Здесь участники взаимодействуют с другими людьми, развивают критическое мышление, навыки коммуникации, гибкость в общении. А именно, умение слышать других, что является очень важным навыком.Наталья КолесниковаЛидер книжного клуба МТС
Как организовать книжный клуб: первые шаги
«Идея организовать книжный клуб пришла моему руководителю — директору департамента талантов Митрофановой Ольге. А я уже взяла этот проект под реализацию, поскольку сама люблю читать и идея показалась мне интересной. 16 апреля нашему клубу будет уже год», — рассказала Наталья Колесникова.
Вы можете самостоятельно организовать книжный клуб в компании для себя и своих сотрудников, если у вас пока такого нет. Наталья Колесникова поделилась своим опытом организации книжного клуба и рассказала, с чего начать тем, кто давно хотел сделать такой проект в своей компании.
Подумайте, с кем вы хотите обсуждать книги
Книжный клуб — это постоянная работа: нужно поддерживать интерес аудитории, выбирать книги, приглашать спикеров. Чтобы не выгореть, всё это должно приносить удовольствие организатору. Поэтому на первом этапе решите, с кем бы вы хотели обсуждать книги и для кого создаёте книжный клуб.
Мы создавали книжный клуб для всех сотрудников подразделений МТС. На данный момент у нас 1 273 участника. Однако мы понимаем, что в компании намного больше людей, которые любят читать и хотели бы подискутировать, обсудить свои мысли. Поэтому нам ещё есть куда расти — никаких ограничений мы себе не ставимНаталья КолесниковаЛидер книжного клуба МТС
Выберите пространство и инструменты для общения
Чтобы поддерживать связь с участниками, сообщать об анонсах и проводить встречи, нужны качественные онлайн-инструменты. Для организации вам понадобится:
1. Мессенджер. В нём будет происходить основное общение. Важно, чтобы он был удобен всем участникам. Поэтому лучше выбирать сервис, в котором коллеги привыкли взаимодействовать по работе или в обычной жизни.
2. Сервис для видеоконференций. Это платформа, где вы будете проводить встречи с участниками. При выборе обращайте внимание на качество связи, возможность подключиться из любой точки, дополнительные функции для удобства общения, например шумоподавление, а также дружелюбный и простой интерфейс.
Заранее подготовьте канал книжного клуба в мессенджере: опубликуйте всю важную информацию в постах, правила для участников, анонсы и т. д.
Наталья Колесникова рассказала, какие инструменты используют для обсуждения в книжном клубе МТС: «Для общения с участниками нам удобнее использовать Telegram. Этот мессенджер привычнее и понятнее для наших коллег, поскольку большинство работает именно в нём. Проводим собрания клуба мы в МТС Линк Встречах. Во-первых, это продукт нашей компании, а во-вторых, это действительно одна из лучших цифровых платформ в России на сегодняшний день. Например, если возникают какие-то проблемы со связью, то техподдержка всегда присоединяется и помогает их решить».

Определитесь, кто и какие обязанности будет выполнять
Над книжным клубом может работать как один человек, так и целая команда. Здесь всё зависит от конкретной ситуации, а также навыков, сил и времени. Вот основные обязанности, которые нужно выполнять:
- отбирать литературу для обсуждения;
- модерировать встречи;
- привлекать участников в книжный клуб;
- поддерживать коммуникацию внутри сообщества.
Если вы чувствуете, что не все эти задачи можете выполнять в одиночку, выберите то, что вам из этого интересно и в чём вы хороши. Для остального соберите команду и разделите между ними задачи — так будет проще управлять проектом, когда участников будет становиться всё больше.
Мне повезло, что я работаю в Департаменте управления и развития талантов. Там всегда есть люди, которые готовы помочь реализовать любую идею. Кроме того, когда мы обсуждали идею книжного клуба, то сперва решили найти партнёра — так мы пришли к Строкам от МТС. Они поддержали идею и сейчас помогают реализовывать этот проект. Кроме того, теперь наши сотрудники становятся амбассадорами продуктов компании.Наталья КолесниковаЛидер книжного клуба МТС
Выберите литературу для обсуждения
«В начале месяца мы номинируем пять книг: четыре из них — фикшен, а одна — нон-фикшен. Затем участники голосуют и выбирают ту книгу, которую мы будем читать. «Мы стараемся выбирать произведения, которые хорошо известны в литературном мире. Например, те, которые завоевали российские и международные премии — это как минимум показатель того, что большое количество людей на них откликнулось», — рассказала Наталья Колесникова.
Главная задача — выбрать произведения, которые будут интересны вам и другим участникам. Опираться можно на разные критерии: жанры, известность книги, признание критиков. Выберите несколько произведений и предложите участникам проголосовать, какие из них они хотели бы прочитать и обсудить в ближайший месяц. Так вы точно будете знать, что у вас наберётся аудитория для встречи, посвящённой конкретной книге.
Недавно мы ещё проводили интересный эксперимент: предложили участникам самим номинировать книги. Ребята выбрали потрясающие произведения. В результате у нас получилась одна из самых живых дискуссий в книжном клубе.Наталья КолесниковаЛидер книжного клуба МТС
Пригласите спикеров на свои встречи
В книжном клубе можно не только проводить встречи, где участники обсуждают прочитанное произведение. Чтобы поддерживать интерес в сообществе и привлекать новых людей, пригласите выступить интересных спикеров. Это могут быть писатели, критики, эксперты, блогеры. Тем более что сейчас пригласить таких людей на мероприятие намного проще, чем раньше — достаточно найти их аккаунт в социальных сетях и отправить предложение.
Один из форматов нашего книжного клуба — это встречи с интересными людьми. За последние восемь месяцев у нас в гостях побывали блогеры, писатели, эксперты из Строк от МТС. На таких встречах можно обсудить не только конкретное произведение, но и, например, какие книги сейчас популярны или как изнутри работает издательство.Наталья КолесниковаЛидер книжного клуба МТС
Пригласите первых участников
Если вы организуете книжный клуб на работе для своих сотрудников, то пригласить на первую встречу коллег можно через письма в корпоративной почте. В дальнейшем используйте рассылку, чтобы рассказывать о предстоящих встречах и приглашённых спикерах — так вы сможете привлекать новых участников.
«Поскольку мы создавали книжный клуб для всей компании, то приглашали наших сотрудников через корпоративную рассылку. В письме мы предлагали зарегистрироваться на первую встречу, куда пригласили известного блогера Сергея Мезенцева — на тот момент он как раз вёл подкаст, где обсуждал книги с экспертами. Если после первой встречи книжного клуба человеку становилось интересно, он мог перейти в телеграм-канал сообщества, где и проходила основная коммуникация книжного клуба», — добавила Наталья Колесникова.
С какими трудностями можно столкнуться и как их решать
Модерирование встречи — это сложно
Для проведения встреч в клубе обязательно нужен модератор — человек, который будет координировать обсуждение и задавать наводящие вопросы. Но здесь есть свои сложности. Нужно уметь разговорить людей, поскольку иногда участники стесняются высказывать свою позицию, боятся первыми начинать диалог и т. д. Ситуация, когда на встрече все активны, а модератор просто задаёт вопросы, — это настоящее везение. Здесь есть два пути: привлечь опытного человека в качестве модератора или заранее прокачать в себе нужные навыки.
«Я сама очень давно работаю тренером и провожу групповое обучение. Однако всё равно решила пройти курс для модераторов книжного клуба — это дало мне дополнительную теоретическую поддержку», — рассказала Наталья Колесникова.
Важно выбрать книгу, которую захочется обсуждать
Книга, которую захотят обсуждать участники — это не просто хорошее произведение. Нужно выбирать литературу, которая будет цеплять и о которой захочется разговаривать. Чтобы найти такую, можно опираться на собственное мнение, посоветоваться с людьми из своей команды или попросить помощи у экспертов.
Для себя я определила главный критерий для книг, которые нужно брать для обсуждения. Если в конце встречи ты задашь вопрос участникам «Прочитали бы вы эту книгу самостоятельно?», а большинство людей скажут «нет», то это был правильный выбор.Наталья КолесниковаЛидер книжного клуба МТС
Спикер, которого вы приглашаете, должен быть интересен участникам
Когда вы приглашаете гостя на свою встречу, важно оценить, насколько он будет интересен аудитории. Чтобы это узнать, проводите опросы в сообществе: на какую тему хотели бы поговорить участники, кого бы хотели увидеть в гостях и т. д.
«Все эти вопросы проще решить, когда у вас есть хорошая и сплочённая команда. У нас она именно такая. Я всегда знаю, к кому могу обратиться и куда прийти за помощью, если нужно найти контакты интересного гостя», — добавила Наталья Колесникова.
Вместо заключения: совет тем, кто хочет организовать свой книжный клуб
Главное — это просто начать делать. Подумайте, кто ваша целевая аудитория, какие книги ей могут быть интересны, а когда подготовите всё для запуска, просто начните рассказывать о вашем книжном клубе. Единомышленники постепенно к вам подтянутся.
«Книжный клуб можно сделать, даже если у вас пока нет большой команды. Я встречалась с людьми, которые в одиночку организовывали такие проекты: проводили встречи, отбирали книги, общались с участниками. Достаточно грамотно организовать управление таким сообществом, и тогда у вас всё получится», — добавила Наталья Колесникова.
МТС Линк Медиа — издание, которое знает, как эффективно работать и общаться с коллегами в онлайне. Полезные статьи в формате инструкций, аналитики, интервью по решению бизнес-задач, управлению проектами и командой с помощью современных инструментов онлайн-коммуникации.
Оригинал статьи читайте по ссылке: https://mts-link.ru/blog/?utm_source=external&utm_medium=stroki&utm_campaign=kak-organizovat-knizhnyj-klub-na-rabote-dlya-udalyonnoj-komandy
Больше интересных материалов про взаимодействие с коллегами:
Шутки и мемы: какой контент можно отправлять коллегам в рабочих чатах
Как не надо проводить созвон: 10 вредных советов для онлайн-общения
«НЕ КРИЧИ НА МЕНЯ»: почему нам не нравится CAPS LOCK в рабочей переписке
Двухчасовой созвон и подарок-блокнот: 5 вредных советов, как поздравить коллег на удалёнке
Другие статьи
Пишем о книгах и не только