Аниме в Российской империи: новый литературный жанр?

Литература, как и другие виды искусства, в своём развитии динамична. Впрочем, неискушённому читателю, который не следит за литературным полем целенаправленно, может показаться, что XXI век и новые литературные жанры — вещи несовместимые. Но это не совсем так: просто некоторые жанры, которые появляются сегодня, нередко не воспринимаются всерьёз, местами откровенно спорны и пока ещё не успели пройти проверку временем. Разбираемся в одном из таких жанров — неоднозначном бояръ-аниме.
А пригоже ль вам, бояре,
Мимо терема идти?..
Жанр бояръ-аниме зародился в начале 2010-х годов. Его родоначальниками считаются Антон Демченко с книжной серией «Воздушный стрелок» и Николай Метельский с серией «Маски» (другое название — «Унесённый ветром»). Первая книга Антона Демченко была написана в 2015 году и называлась «Воздушный стрелок. Боярич». Именно из подзаголовка книги на одном из литературных форумов и родилось название «бояръ-аниме». Книга Николая Метельского была написана раньше, в 2013 году, и была причислена к жанру постфактум. Сюжеты и герои книг Метельского и Демченко похожи, но атмосфера и место действия отличаются — у первого это Япония, а у второго уже Россия.
Особенности жанра бояръ-аниме
Бояръ-аниме — это смесь из фантастики, фэнтези, ЛитРПГ и аниме. Вы спросите: «При чём тут аниме?» Всё дело в использовании аниме-стереотипов, о которых мы поговорим позже. На самом деле, на место термина «аниме» можно смело поставить термин «манга», и суть не поменяется, просто аниме, как более поп-культурное явление, в России 2010-х, когда начал зарождаться жанр, было распространено шире и оттого было понятнее. Бояръ-аниме можно сравнить с новеллизациями манги или ранобэ, только в нём часто присутствуют элементы русской культуры, русского характера.
Так как жанр бояръ-аниме появился недавно, у него почти нет чётких границ и часто довольно сложно определить, можно ли причислить то или иное произведение к жанру или нет. Тем не менее давайте рассмотрим наиболее характерные признаки бояръ-аниме:
- Наличие системы сословий (кланов). Обязательно должен быть некий высший уровень (бояре) — это лучшие воины, аристократы, члены некой корпорации, управляющей миром, — и те, кто ниже них. Внутри одного сословия также могут существовать дополнительные разграничения людей по силе их способностей. Естественно, между представителями кланов существуют затяжные конфликты.
- Внутри крупных кланов есть свои родовые техники боя/магии, а для их усиления используется, в общем-то, евгеника — для своих детей верхние сословия подбирают только наиболее талантливые и родовитые пары.
- Часто в стране, где разворачиваются события, форма правления — монархия или неомонархия. Сама страна, чего таить, чаще всего — альтернативная Российская империя.
- Аниме-стилистика. Например, в эпичной битве может участвовать красивая девушка в сексуальной короткой юбочке и чулках, а главный герой, на которого напали огромной толпой, даже с множеством ранений будет с превосходством улыбаться злодеям и победит всех, превозмогая боль.
- Действия происходят в будущем или прошлом, а порой в параллельной вселенной.
- У людей или какой-то части людей есть магия или сверхспособности, а в самом мире могут существовать магические существа — ангелы, демоны, монстры и другие.
- Главный герой — мужчина, по каким-либо причинам особенный. Он всегда победитель. Часто он попаданец — был в другой вселенной настоящим героем, сильным воином, мастером боевых искусств, но в начале произведения или незадолго до начала переместился в тело мальчика-подростка или ребёнка.
- В мире, где герой живёт или куда он переместился, он презираем. Ему постоянно приходится доказывать свои талант, силу и непробиваемый характер. Со временем он находит друзей, с которыми создаёт команду и даёт бой всем обидчикам.
- У героя множество возлюбленных (гарем), а в мире произведения присутствует возможность иметь сразу несколько жён.
- Обычно есть школа, где учатся люди со сверхспособностями, однако главный герой может скрывать свои особенности и обучаться самостоятельно.
- Серийность. Книги жанра бояръ-аниме обычно обладают большой историей, которая растягивается в серию на несколько томов.
- У книги может быть обложка в аниме-стиле.
В общем, всё это очень похоже на популярные аниме, вроде «Реинкарнация безработного» (Mushoku Tensei), «Этот замечательный мир!» (Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku wo!), «Лучший в мире ассасин, переродившийся в другом мире как аристократ» (Sekai Saikou no Ansatsusha, Isekai Kizoku ni Tensei suru), только в виде литературы и не совсем в Японии.
Представители жанра бояръ-аниме
Среди ярких представителей жанра бояръ-аниме, кроме названных выше Николая Метельского и Антона Демченко, можно отметить следующих авторов:
- Сергей Ефанов, серия «Псимаг». XXIII век, Российская империя. Из-за разных бедствий в стране осталось крайне мало мужчин, из-за чего некоторые женщины берут матчества. У части людей есть особые способности — они псимаги, то есть умеют управлять энергией, видеть ауры, обладают телекинезом и даже умеют летать. Когда у мальчиков появляются первые признаки псимагии, их забирают в специальные интернаты. Главный герой не желает жить отдельно от семьи, поэтому учится скрывать свои способности и тренируется самостоятельно. В будущем он получает в наследство от отца титул князя и большое состояние, что делает из него завидного жениха: у него три невесты, огромный дар к псимагии, однако он никак не может уйти к спокойной семейной жизни. Книга рассматривает ряд политических идей и взаимоотношения мужчин и женщин.
- Григорий Володин, книга «БЕСсильный чемпион». Главный герой родился в Страшном мире, наполненном страданиями, болью и полчищами чудовищ, где был бойцом-демоником по кличке Перун. Прожив жизнь, после смерти он просыпается в своём подростковом теле в параллельном мире. Те же родные, те же знакомые, но только он помнит события из другой вселенной. В новом мире у всех есть жи́ва, особая энергия, с помощью которой можно драться. Оставшийся без жи́вы герой постепенно возвращает свои способности из параллельного мира и показывает всем свою силу, одновременно завоёвывая сердца всех попутных девушек. Однако тёмные силы из Нижнего мира находят его и здесь. Книга наполнена юмором и атмосферой 90-х, но самое фантастичное в ней — это поездки в автобусе по рублю.
- Василий Маханенко, серия «Смертник из рода Валевских». Максимилиану недавно исполнилось восемнадцать, а это значит, что пора пройти испытание, вернуться домой и дальше жить сытой и счастливой жизнью. Но на подступах к дому главный герой замечает, что его родовое имение горит. Вся его семья казнена якобы за попытку измены. Он оказался магом, которому уготована смерть, — таких после короткого обучения отправляют бороться с тёмными тварями. Но Макс не сдаётся, решает выжить любой ценой и отомстить обидчикам.
Аудитория бояръ-аниме
Любители бояръ-аниме могут найтись среди людей абсолютно любых категорий, и тем не менее средний фанат жанра — это:
- мужчина от 16 до 40 лет,
- который засматривается (или засматривался) аниме про боевые искусства и попаданцев
- и является фанатом российской фантастики или фэнтези с лёгким приключенческим сеттингом, без сложных философских размышлений.
Относиться к этому новому литературному жанру можно по-разному, но стоит помнить, что во времена классицизма низким жанром была совершенно привычная нам и любимая многими комедия. Что станет с бояръ-аниме в будущем, неизвестно, однако на сегодняшний день фанатская база этих книг огромна, а каждый автор привносит в жанр что-то новое. Ну а те, кто не готов познакомиться с жанром напрямую, как минимум могут рассматривать его как интересный объект для исследования. Наблюдать за литературой в её развитии — это редкая возможность.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только