16 февраля 2024Статья5 минут

5 антиутопий XXI века, которые вы могли пропустить

Антиутопии, предлагающие читателям различные сценарии будущего, в котором человечество оказывается во власти подлых и бесчеловечных режимов, пользуются неизменным интересом читателей. Роман Джорджа Оруэлла «1984» из года в год попадает в списки самых продаваемых в России книг. Не теряют с годами популярности и другие классические антиутопии, такие как «Мы», «Рассказ служанки» или «О дивный новый мир». Но если классические образцы жанра вы уже перечитали и хочется познакомиться с вариантами мрачного будущего, которые предлагают современные авторы, можем посоветовать несколько примечательных вариантов. 

«Песнь пророка», Пол Линч

Романы-антиутопии чаще всего переносят нас в будущее, в котором тот или иной дурной режим уже установился и люди в большинстве своём воспринимают его как нечто само собой разумеющееся. Ирландский писатель Пол Линч пошёл иным путём и решил показать, как его родная страна скатывается к диктатуре. Сейчас Ирландия входит в число лидеров Европы по уровню жизни, но ещё не так давно страну сложно было назвать благополучной, и потому несложно поверить в сценарий, предлагаемый Линчем. 

В «Песне пророка» к власти в стране приходят националисты, которые — разумеется, ради наведения порядка — начинают попирать законы и преследовать всех несогласных. В их числе оказывается и муж главной героини, которая остаётся одна с четырьмя детьми и пожилым больным отцом. Линч сочетает пронзительную личную историю одной конкретной семьи с пугающей картиной того, как стремительно сходит с ума и скатывается в пучину безумия цивилизованное вроде бы общество. Картина тем более жуткая, что, в отличие от многих других авторов антиутопий, Линч рисует её в предельно реалистичной манере, обходясь без всяких фантастических допущений. 

«Уродина», Скотт Вестерфельд

Мир будущего, в который предлагает отправиться читателям Скотт Вестерфельд, на первый взгляд напоминает скорее утопию. После того как человечество едва не погубило себя, оно вроде бы взялось за ум и построило цивилизацию всеобщего благоденствия. Правительство обеспечивает все нужды населения, города комфортны для жизни, технологии практически не вредят окружающей среде… А ещё все люди удивительно красивы — благодаря пластическим операциям, которые в 16 лет проходят все подростки. 

Главная героиня цикла Скотта Вестерфельда, юная Тэлли, с нетерпением ожидает собственной операции, чтобы пополнить ряды безупречно красивых людей. Но однажды Тэлли знакомится с девушкой, которая совершенно не собирается менять свою внешность, и узнаёт, что таких людей немало, а общество, в котором она живёт, отнюдь не так безупречно, как кажется. Вскоре девушка оказывается перед выбором — помочь системе расправиться с недовольными или лишиться того, к чему Тэлли всю жизнь стремилась.

Герои цикла Вестерфельда молоды, а книги ориентированы прежде всего на подростковую аудиторию, но они поднимают достаточно взрослые темы вроде манипуляций общественным сознанием или принятия человеком себя. 

«Страна Качества», Марк-Уве Клинг

Обычно антиутопии не дают особых поводов для улыбок, ибо изображают миры, в которых вряд ли захочется жить многим из читателей. А вот немецкий автор Марк-Уве Клинг, у себя на родине известный в том числе как стендап-комик, написал романы, которые хотя и изображают далеко не самое приятное будущее, но всё-таки полны юмора. 

Клинг экстраполирует и доводит почти до абсурда стремление общества к потреблению и влияние алгоритмов на жизни людей. В «Стране Качества» мы видим будущее, в котором человечество практически полностью доверилось искусственному интеллекту. Именно он решает за каждого человека, чем тому заниматься, как проводить свободное время, с кем жить и какие товары покупать. У каждого из граждан Страны Качества есть рейтинг, определяющий его место в обществе, и главный герой, Петер Безработный, находится на самом его дне. Но однажды ему приходит весьма пикантный товар, который, он уверен, уж никак не может быть ему нужен. Значит, произошло невозможное и система ошиблась? Пытаясь доказать это и вернуть товар, Петер попадёт в изрядное количество комичных ситуаций и невольно пошатнёт устои, на которых зиждется Страна Качества. 

«Смерти.net», Татьяна Замировская

Как и намекает название, роман «Смерти.net» переносит читателей в будущее, где смерть перестала быть чем-то окончательным. Уже к середине XXI века сознания умерших людей научились оцифровывать и это стало повсеместной практикой, а их личности теперь продолжают жить в цифровом пространстве. Татьяна Замировская показывает, как подобное достижение науки меняет нашу цивилизацию, как могут взаимодействовать живые люди и цифровые версии тех, кто ушёл из жизни, какие новые вопросы и вызовы это ставит перед человечеством. 

Например, обитатели цифрового посмертия очень скоро потребуют — и подкрепят требование действиями — возможность влиять на тот мир, который они уже покинули. 

Татьяна Замировская создаёт весьма интересный образ будущего, которое не отталкивает, хотя и даёт пищу для тревожных размышлений. Сама писательница задаётся вопросами о том, что есть человек, жизнь и смерть. А попутно рассказывает историю об умершей женщине, которая узнаёт, что её смерть была совсем не такой, как она думала, и пытается докопаться до правды о том, что с ней произошло. 

«Каисса», Виталий Чижков

Начинающим авторам часто советуют писать о том, в чём они хорошо разбираются. Именно по такому пути в своём дебютном романе «Каисса» пошёл программист Виталий Чижков. Свой опыт работы в IT-индустрии он использует, чтобы достаточно убедительно показать недалёкое будущее, в котором правительство будет использовать цифровые технологии и искусственный интеллект для контроля всех сфер жизни граждан. Такой сеттинг достаточно традиционен для антиутопий, но обретает в романе индивидуальные черты за счёт хорошего знания автором технологий, отечественного колорита (действие разворачивается в Твери) и стремления Чижкова не рисовать всё исключительно в мрачных тонах, а показывать взвешенную картину такого будущего. 

Завязка сюжета с героем, неудачно бросившим вызов системе и потому оказавшимся в тюрьме, на первый взгляд традиционна для жанра. Но развивается история весьма оригинальным образом — в частности за счёт того, что автор изящно вплетает в «Каиссу» элементы мистики и хронофантастики.

Автор

Дмитрий Злотницкий