03 декабря 2024Статья5 минут

Знакомые сюжеты на новый лад: секрет популярности ретеллингов

«Ретеллинги? Скукота!» 

 

Так я думала раньше, когда слышала слово «ретеллинг», дословно с английского retell — пересказывать. Ретеллинги в литературе — это знакомые истории, рассказанные по-новому. За основу авторы берут как мифологические мотивы, легенды, предания (среди самых популярных древнегреческих персонажей — Аид и Персефона, Орфей и Эвридика и др.), так и художественные истории, сказки и даже более поздние произведения. Например, сюда можно отнести разнообразные ретеллинги «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте («Костры из лаванды и лжи» Дарьи Урбанской и Валерии Шаталовой или «Среди проклятых стен» Лорен Блэквуд).

Но как можно удивить читателя избитыми темами, ведь всё по сто раз рассказано? Как выяснилось, фантазия авторов безгранична!

Моя собственная любовь к мифологическим мотивам привела к написанию фэнтези-романа «Инкарнация» (издательство «Полынь», 2024), за основу которого взяты мифы о короле Артуре и святом Граале. Когда начинаешь работу с известным сюжетом — будь это всеми любимая и затёртая до дыр Золушка или король Артур, при одном упоминании о которых можно услышать «неужели опять?», — ты берёшь на себя определённые риски. С одной стороны, мотив должен оставаться узнаваемым, ведь в нашем сознании прочно сидят архетипичные образы и сюжеты, и порой отклонение от них может быть встречено с некоторой долей скептицизма. С другой стороны, полное следование канону не вызывает тех же искромётных эмоций при многократном повторении.

И всё же, почему вновь и вновь мы возвращаемся к одним и тем же мотивам? Да потому что мы хотим вновь окунуться в знакомую «сказку», но при этом нам нужна новизна, и здесь на помощь приходят авторы фэнтези, которые преображают сюжеты, подобно тому, как фея-крёстная создаёт новенькое платье и карету для Золушки.

В кельтских легендах можно найти множество любопытных сюжетов, которые интересно интерпретировать по-своему. Так, король Артур в «Инкарнации» не является ключевой фигурой, а за основу взяты отдельные мифы про рыцарей круглого стола, чашу Грааля, Экскалибур с его чудодейственными свойствами и взаимоотношения короля с феями. Нимуэ, она же Озёрная фея или Владычица Озера, появляется в новом амплуа. По одной из легенд фея преподнесла Артуру волшебный меч и забрала его после смерти. В «Инкарнации» фее отводится своя особенная роль, в каком-то смысле одна из ключевых. Любопытно, что главная героиня Адель читает подобную сказку о феях, «первоисточник», а позже сама оказывается втянутой в круговорот событий.

Для ретеллингов вполне характерно, что герои обретают новые или дополнительные роли. Так, в серии ретеллингов Мариссы Мейер «Золушка», «Красная Шапочка», «Рапунцель» и другие героини отходят от привычных образов, сохраняются лишь некоторые намёки на общеизвестные сказки, а место действия переносится в фантастический мир будущего, где, к примеру, та же Золушка становится киборгом. До знакомства с этой серией я как автор и читатель с сомнением относилась к ретеллингам, ведь что нового можно рассказать про Золушку, чтобы не пришлось зевать на каждой странице? Как оказалось, можно! Я была так впечатлена историями, что решила впредь не ставить себе ограничений на использование знакомых сюжетов.

В «Инкарнации» тоже есть место знакомым сказкам: здесь можно найти элементы ретеллинга «Спящей красавицы», «Золушки», «Гусей-лебедей», «Красавицы и чудовища» (последнее особенно очевидно в динамичной паре главной героини Адель и коварного Канцлера Фроста). Такое частичное использование сюжетов может добавить изюминку в созданный автором мир, а герои становятся читателю ещё ближе.

Легенды о чаше святого Грааля — ещё один мотив, который я не побоялась использовать. В королевстве Монсальваж существует традиция: магия святого Грааля пробудится с появлением новой королевы, которая должна стать реинкарнацией предыдущей. Магия Грааля — это то, на чём держится вера жителей королевства. Что же будет, если эта сила исчезнет? Святой Грааль в «Инкарнации» обретает авторское звучание. Если заглянуть в многочисленные легенды, нет однозначного мнения насчёт того, чем же был Грааль на самом деле. И всё же в нашем сознании сложился определённый образ: Грааль — это некий мощный артефакт, способный чуть ли не исполнить наши заветные желания. В переносном значении Грааль становится некой целью, иногда даже недостижимой мечтой, которая ведёт человека вперёд. Адель из «Инкарнации» тоже подчиняется своим мечтам и желаниям, и хотя для неё Грааль имеет вполне осязаемую форму, можно провести и параллели с её личными внутренними стремлениями: жить так, как хочет именно она, быть хозяйкой своей судьбы.

А если вспомнить свои любимые истории? «Снежная королева», «Алые паруса», «Царевна-лягушка», «Гордость и предубеждение» — с удовольствием почитала бы новые истории с этими мотивами.

Автор

Юлия Бабчинская