05 декабря 2024Анонс4 минуты

Знакомство читателя с миром: почему в «Крае заблудших» всё не так просто

Погружение в фэнтези-мир, как правило, идёт по одному из двух сценариев. Либо главный герой уже вписан в мир и знакомство происходит только у читателя: по разговорам уже знакомых между собой персонажей, по действиям и описаниям он должен понять, что тут вообще происходит. Либо читатель вместе с главным героем пытается разобраться в обстоятельствах, в которые тот попал: например, если герой переместился из нашей вселенной, или потерял память и вынужден узнавать всё заново, или с детства жил как отшельник и впервые выбрался в большой мир, и так далее.

 

«Край заблудших», с одной стороны, идёт по второму пути, а с другой — прокладывает третий путь, где читатель уже знаком с миром, и только главный герой не понимает, что ему вообще нужно делать.

О чём книга «Край заблудших»?

Эта книга не для тех, кто боится спойлеров, ведь тут они начинаются с самого начала. Орф — парень, который попал в загадочный город, он блуждает в нём, как в лабиринте, и пытается найти выход. Читатель тем временем выступает в роли наблюдателя: он выше лабиринта и прекрасно знает все ходы. И когда Орф, ещё не подозревая, где оказался, приближается к реке Лете, почти каждый читатель уже понимает: Лета — эта река в мире мёртвых, в царстве Аида. Вот где он оказался. Но главный герой этого не знает, ведь он не помнит даже своего имени, не говоря уже о мифах, которые проходят в пятом классе.

Более того, примерный сюжет можно предугадать ещё по аннотации, ведь там прямо написано: это ретеллинг мифа об Орфее и Эвридике. И пока Орф пытается вспомнить, какова его цель, читатель уже понимает: где-то в этом мире оказалась и Эвридика (вернее, Дита — так её зовут в романе). Можно даже попытаться предугадать финал: либо автор повторит концовку мифа, либо опровергнет её. Так зачем же вообще читать книгу, если и так всё понятно? Потому что «у самурая нет цели, есть только путь». И важно именно то, как герои пройдут этот путь.

В «Крае заблудших» ценятся слова. Те, кто оказывается здесь, забывают абсолютно всё, и даже слово «привет» им приходится учить заново. Очнувшись здесь, Орф первым делом читает книгу по анатомии — и мир видит соответствующе: дома в его представлении похожи на внутренние органы, деревья торчат из земли, словно рёбра. Ведь наше восприятие внешнего мира зависит от масштабности внутреннего.

Орф, чтобы выбраться из города мёртвых, должен вспомнить главное слово. И автор оставил достаточно намёков, чтобы читатель догадался об этом слове гораздо раньше и в напряжённые моменты думал: «Ну давай же, ты так близко к разгадке!» Но не всё так просто, память Орфа стёрта водами Леты так старательно, что нужное слово у него не то что на языке не вертится — в его картине мира просто нет этого понятия. Как обычный человек не может самостоятельно догадаться, что существует слово «амбивалентность», если не знает его заранее, так и Орф не способен вспомнить кодовое слово, которое откроет ему выход.

Один из персонажей-антагонистов, Каин, ищет некоего человека — Авеля. Для Орфа остаётся загадкой, кем они друг другу приходятся. Друзьями? Врагами? Нет, ответ очевиден для каждого, кто хотя бы поверхностно знаком с библейскими сюжетами. Эту загадку Орф всё же разгадает, но для самых пытливых есть вопросы и посложнее, которые в тексте не раскрываются.

Что за загадочная девушка посещает кузнецов, почему она им благоволит и оставляет подарки? Кто такие пряхи — три сестры, ткущие полотна из нитей судьбы, — и почему они всегда появляются в важные моменты и никогда не вмешиваются? Почему женщине-змее, как она выражается, «больше нельзя вредить живым людям» и о каком таком Стиксе она говорит? Что за человек с головой быка раньше жил в городе на Лете и почему в местах, где он появлялся, так легко потеряться?

Орф этого так и не узнает. В отличие от читателя, который сможет собрать целую картину, словно пазл, из описания в книге и своих знаний из реального мира.

Да, «Край заблудших» не для тех, кто любит решать загадки. Скорее, он для тех, кто любит наблюдать, как мыши ищут выход из лабиринта, мысленно кричать: «Вот же, просто поверни за угол, и ты будешь на свободе!» — и смотреть, как «мыши» раз за разом сворачивают не туда. Герои могут опустить руки, находясь в одном шаге от разгадки. А ведь ответ прост, он звучит (и снова спойлер!) в мифе об Орфее и Эвридике: всего лишь нужно идти вперёд и не оборачиваться.

Автор

Редакция