30 января 2024Статья5 минут

Неизвестный холокост Второй мировой: обзор книги «Нанкинская резня»

История взаимоотношений стран в Восточной Азии насыщена войнами, конфликтами, территориальными спорами и прочими выяснениями отношений с помощью оружия: неудивительно, что к началу Второй мировой между Китаем и Японией уже два года шла собственная Вторая японо-китайская война (1937–1945 гг.).

 

Один из трагических и человеконенавистнических эпизодов той войны — Нанкинская резня — известна нам лишь от малочисленных свидетелей-иностранцев и от нескольких выживших китайских очевидцев. Если какое-то событие можно рассматривать как пример абсолютного тотального зла, таящегося под самой поверхностью разнузданного военного авантюризма, таковым является геноцид в Нанкине.

Выход книги Айрис Чан на английском языке в 1997 году произвёл эффект разорвавшейся бомбы: по сути, это было первое увидевшее свет исследование событий, произошедших в декабре 1937 — январе 1938 годов. Событий жутких, в японской историографии старательно замалчиваемых десятилетиями, в китайской же довольно мало исследованных — почти не осталось очевидцев с китайской стороны, выжили единицы. Остались только фото, от которых берёт оторопь: ряды отрубленных голов, растерзанные тельца младенцев, люди, обречённо ждущие смерти, гордо позирующие на фоне всего этого японские военные, потом их парад по мёртвому городу.

По последним данным, в те ужасные дни солдаты императорской армии убили от 260 до 350 тысяч человек и изнасиловали от 20 до 80 тысяч женщин буквально за несколько недель. Физически невыносимо читать главы, подробно описывающие эти зверства, — японцы не просто лишились человеческого облика, они упивались своим безумием. Людям отрубали головы, закапывали живьём, насиловали 12-летних девочек и пожилых женщин, заставляли родственников вступать в инцестуальную связь, а затем убивали.

Структура книги проста: сначала описаны сами события, произошедшие той далёкой от нас зимой, потом рассказывается, как проходило стирание трагедии из восприятия людей (сейчас это назвали бы «повесткой дня»). «Нанкинская резня» — это, с одной стороны, кропотливо написанный исторический нонфикшен (Чан изучила множество документов, дневников, фото- и видеоматериалов, интервьюировала выживших нанкинцев, изучила интервью японских ветеранов), а с другой — книга личная и очень пристрастная. Исследование, в котором факты и размышления сопряжены с авторской болью. Оригинальное название (The rape of Nanking: the forgotten holocaust of World War II) подчёркивает, что это была даже не резня, а групповое изнасилование — людей, города, представлений о человечности и памяти.

Что характерно, когда к концу Второй мировой стало понятно, что Япония будет разбита, союзники организовали судебный процесс в том числе и над устроителями Нанкинской резни, было расстреляно несколько человек. На многие аспекты произошедшего пролил свет Токийский процесс, было обнародовано много доказательств и наконец-то полноценно описан и задокументирован процесс совершения преступления в Нанкине. Казалось бы, справедливость восстановлена, преступники найдены, вот доказательства, но… впоследствии эти чудовищные преступления оказались практически забыты. Не было написано ни одной книги, монографии, научной статьи, не снято фильмов на голливудской фабрике грёз, хотя сюжет огромной человеческой трагедии налицо — нет, молчание, и в информационном поле в основном официальная позиция японского правительства: «это была священная война, мы победили, до свидания». Только в 2007 году в память о безвременно ушедшей из жизни Айрис Чан режиссёром Биллом Гутентагом был снят фильм «Нанкин». Показательный момент: Япония не принесла никаких извинений за совершённые тогда преступления и не выплатила ни копейки репараций ни одной жертве или потомкам жертв.

Книга Чан была запрещена в Японии сразу же после выхода, потом кратковременно разрешена и вновь изъята из продажи под давлением крайне правых экстремистов. В книге автор приводит множество примеров, сообщающих нам об огромных усилиях японцев (и американского правительства тоже), направленных на полное или частичное отрицание трагедии. Она сравнивает немецкий опыт покаяния и японский, заключая, что последнего практически не было.

Вместо того чтобы прямо отрицать Нанкинскую бойню, некоторые официальные лица в Японии теперь сосредоточиваются на минимизации её масштабов. В 1991 году проверяющие от министерства просвещения приказали авторам учебника исключить все упоминания количества убитых во время Нанкинской резни китайцев, поскольку власти считали, что для его подтверждения недостаточно доказательств.

Выход книги про Нанкин на русском языке является важным событием, ведь в ней поднимаются вопросы, которые сейчас актуальны как никогда: замалчивание массовых преступлений, искажение исторической правды, отрицание прямых доказательств совершения преступлений. Не правда ли, прямые параллели со многими происходящими сейчас событиями? В том числе и поэтому нельзя упускать возможность узнать больше о том, как происходит трансформация человеческой памяти благодаря последующей обработке с помощью ангажированных средств массовой информации.

Феномен жестокого массового насилия и геноцида похож на массовое помешательство людей, только с той поправкой, что глаза у последних залиты кровью и яростью. Самое интересное, что большинство из тех, кто участвует в актах геноцида, — психически здоровые люди.

Вся ненависть без остатка выливается на врагов, ведь «из-за них всё началось». Только уничтожив врага — неважно, военного или мирного, — «жить станет гораздо легче». Безусловно, не станет. Но мотив-оправдание есть один из механизмов неосознанной психологической защиты.

Казалось бы, всевозможные имперские замашки, этнический национализм, провозглашение превосходства одних наций над другими — всё это в прошлом, ведь мир победил нацизм в далёком 1945 году. Но нет, мы видим, как эти идеи поднимают голову тут и там в попытках возвышать одни народы над другими, как рушится мир, с таким трудом собранный по кусочкам после Второй мировой, и начинаем задаваться вопросами: а был ли он, мир, или то показалось нашим предкам, измученным многолетней страшной войной? Книга Айрис Чан поднимает все эти вопросы и задаёт много новых, в частности — способно ли человечество перестать ненавидеть друг друга?

Автор

Александра Орлова