22 мая 2023Интервью10 минут

Ирина Лейк: «Дети сразу чувствуют фальшь, обманывать их бесполезно»

Ирина Лейк — автор детских книг, которая давно завоевала любовь и уважение маленьких читателей и их родителей. После выхода новой книги Ирины «Фасольки», мы наконец-то нашли время, чтобы погрузиться не только в книги, но и в творческий процесс автора, который их пишет.

Что вдохновило вас начать писать детские книги?

У меня никогда не было приступов вдохновения «по жанрам»: завтра я пишу детскую книгу, потому что вдруг нашла свою старую детскую игрушку, а через неделю — триллер, потому что хочется «убить» вредную соседку. Просто в какой-то момент в голове вдруг возникает сюжет или какая-то фраза, потом начинают появляться и оживать герои… А окажутся ли они во взрослой или детской истории — этого я никогда не знаю в самом начале. Но, скажу вам по секрету: «вдохновением» к моей первой детской книге стала ссора с мужем. Мы никогда не ссоримся, и это была очень странная для меня ситуация. Искусством ведения скандалов я совершенно не владею. И тогда я подумала — я могу потратить много энергии и эмоций, наговорив любимому человеку кучу неприятный вещей, а могу сесть и написать историю. Например, про мальчика, который случайно встречает дикобраза. Так я и сделала: села и стала писать, а потом уже не могла оторваться. Так что про ссору я быстро забыла, а про приключения мальчика Тима и дикобраза Дигги вышло уже целых две толстых книжки. Может, кому-то пригодится такой рецепт решения домашних конфликтов? 

Опираетесь ли вы на личный опыт при написании своих книг? Если да, то можете ли вы привести пример? 

Я никогда не пишу о собственном детстве, если вы про это. Но каждая моя книга — личная, потому что я не просто сочиняю, а проживаю эти истории. В этом и есть наш главный секрет. Только если детский писатель разрешит себе фантазировать как ребёнок, забудет про дурацкие правила (например, про то, что взрослые люди должны быть серьёзными, не должны восхищаться улиткой, любоваться лягушкой или придумывать имена комнатным растениям!), и станет по-настоящему жить в этом новом, придуманном им мире, — только тогда это будет по-настоящему честная книга и только тогда она понравится маленьким читателям. Дети сразу чувствуют фальшь, обманывать их бесполезно. История должна быть совершенно достоверной, то есть действительно пережитой её автором. Даже если она про драконов и принцесс. Так что можно сказать, что все мои книги — это мой личный опыт, потому что я лично знакома со всеми моими героями и лично переживаю с ними каждое их приключение. 

Людям зачастую кажется, что писать детские книги — легко. Так ли это? С какими трудностями вы столкнулись как автор детских книг? 

Писать для детей намного сложнее, чем для взрослых. И не только потому, что дети — самые строгие критики, вы не заставите их читать или слушать плохую скучную книгу. Это взрослые могут читать плохие книги, потому что они завоевали какие-то премии или их порекомендовали важные люди, или потому, что это модные книги и их читают все. Дети будут читать или слушать только искренние истории! В мире маленького ребёнка чудеса происходят на каждом шагу, и в детских книгах ребёнок находит этому подтверждение. Кроме того, нельзя забывать, что детская книга учит ребёнка языку: малыш учится правильно говорить, а позже — читать и писать. 

Язык детской книги должен быть простым и понятным, но ни в коем случае не примитивным. Простая фраза всего из нескольких слов может принести столько эмоций: и радость, и сопереживание, и грусть, и восторг! Я не могу сказать, что я сталкиваюсь с трудностями, когда пишу для детей, тут скорее наоборот: писать для детей — это огромное счастье. Но при этом я должна быть строгим критиком своего текста. Детская книга — огромная ответственность, ведь некоторые книги остаются с человеком на всю его жизнь и помогают в самые сложные моменты. 

Как вам приходят в голову идеи для ваших историй?

Спонтанно и неожиданно. В очереди в овощном магазине я увидела корзинку стручков зелёного горошка — так появились «Фасольки». Нашла старый пожелтевший блокнот — появились «Чудеса из сундука». А откуда взялась «Мафия с подоконника» — ума не приложу, мои собственные комнатные растения весьма миролюбивы!

Что для вас является самой приятной частью написания детских книг? 

Сам процесс! Когда я сажусь писать очередную главу, я, конечно же, знаю, о чём она будет, у меня есть план и даже схема. Но стоит мне начать писать, как вдруг выясняется, что всё пойдет совсем не так, совсем не по плану! Вдруг появляются новые подробности, сюжет неожиданно совершает крутой поворот, а мне остаётся только удивляться и быстро записывать. А вот самый грустный момент — это когда книга дописана, потому что я потом очень скучаю по своим героям. 

Что, как вы надеетесь, дети узнают или почерпнут из ваших книг? 

Я надеюсь, что они узнают сами себя. Что мои книги помогут им развить фантазию, их таланты, их потенциал. Что они научатся дружить, помогать друг другу, быть добрыми и понимающими. Я хочу, чтобы они узнали и убедились в том, что этот мир — такой прекрасный и такой удивительный, а чудеса в нём можно встретить на каждом шагу. Я хочу, чтобы они сопереживали книжным героям, и чтобы они непременно смеялись! 

Есть ли какие-то особые послания или темы, которые вы хотите донести через свои книги?

Конечно. Все мои книги разные, но все они об одном: о том, что каждый из нас — уникален. О том, что у всех непременно есть свои таланты и суперсила. Любой из нас может стать настоящим супергероем! А если у вас есть друзья, то вам по плечу что угодно. Но самое главное — это уважение. Я хочу, чтобы даже самые маленькие читатели знали, как это важно — относиться ко всем вокруг с уважением. Ко всем живым существам! Возможно, это будет полезно и взрослым, которые будут читать им эти книжки. Ведь совсем не важно, большой ты или маленький, взрослый или ребёнок — каждый достоин уважения и внимания. 

И нет ничего ужасного, если взрослый обратится за советом к ребёнку. Ваш авторитет при этом нисколько не пострадает, а вот доверие и уважение вырастут во много раз! «Маленький» — не значит «глупый», не нужно недооценивать детей. А вот самая ужасная фраза для меня, это «вырастешь — поймешь». Взрослый, который говорит такие слова ребёнку, сам, увы, так ничего и не понял. 

Как вы балансируете между развлечением и образованием в своих историях? 

Расставляю разные маленькие «ловушки» для того, чтобы читатель не просто от души хохотал над приключениями героев, но и узнал что-то новое, полезное и интересное.  Дикобраз Дигги в первый же день в доме Тима попадает в стиральную машинку (мама решила его простирнуть). Тим в ужасе. Но, к счастью, к нему на помощь приходит дедушка с огромной книгой, которая называется «энциклопедия» — и вместе с Тимом они читают о том, что же это за звери, дикобразы, и умеют ли они плавать. Конечно, с Дигги всё будет хорошо! А когда наш читатель в следующий раз захочет узнать ответ на сложный вопрос, он уже будет знать, где его искать.

Или в «Мафии с подоконника» бонсай Покусай живёт по принципам древнего кодекса самураев. Разве не интересно будет детям найти этот кодекс и выяснить, что же там написано? А в «Чудесах из сундука» одноклассник главных героев рассказывает им о Гаральде Синезубом, хотя, казалось бы, причём тут этот король, когда мальчишки разбираются с блютусом? 

Каждый ребёнок любопытен, а детские писатели должны ещё больше разжигать в них это прекрасное качество. Можно, конечно, вставлять в свои тексты уже подготовленную и разложенную по полочкам полезную информацию, а можно подтолкнуть читателя к тому, чтобы он сам отправился на её поиски. 

Что, по вашему мнению, делает детскую книгу хорошей? 

Честность и искренность. Даже если в книге полно чудес и волшебства. Если писатель сам не верит в чудеса и в своих героев, то и читатель никогда не поверит его книге, и она не станет его лучшим другом. А вообще, хорошая детская книга — это и отличная книга для взрослых. Одним из самых приятных для меня читательских отзывов было письмо одной мамы, которая написала, что когда она дочитала своему малышу перед сном одну главу из моей книги, они с мужем помчались на кухню, чтобы скорее дочитать книжку до конца. Так им было интересно! 

Какая детская книга была вашей любимой, когда вы росли? 

Мне всегда сложно отвечать на этот вопрос. Я очень рано научилась читать и читала буквально всё подряд, всё, до чего могла дотянуться. Но больше всего мне нравились приключения Карандаша и Самоделкина Юрия Дружкова, а ещё — все книжки про Незнайку Николая Носова. И книжка «Про маленького Поросёнка Плюха» тогда почему-то буквально завораживала меня. Сейчас она, увы, уже не производит на меня того магического действия. Ну и, конечно, книги Эдуарда Успенского были у меня в фаворитах. 

Можете ли вы рассказать о предстоящих проектах или книгах, над которыми вы сейчас работаете? 

Вообще-то писатели — очень суеверный народ. Считается, что про книжку нельзя рассказывать, пока она не дописана. Но так и быть, расскажу вам по секрету! 

Одна из книг будет про микробов. Тему я выбрала не просто так. Во-первых, дети обожают всё крошечное и малюсенькое. А, во-вторых, в определённом возрасте им начинает казаться, что кругом кишат опасные микробы, из-за которых можно сильно заболеть. Многие родители сталкивались с такими детскими фобиями. Я думаю, тут большую роль играют мамы и бабушки со своей маниакальной страстью к чистоте. Так вот, героями книжки станут не только вредные, но и полезные микробы, без которых не было бы ни вкусных йогуртов, ни сдобных булочек. А ещё малыши узнают, что даже самые опасные и страшные микробы могут оказаться добрыми и полезными. Конечно, там будет полно и захватывающих приключений, и забавных ситуаций! 

А вторая книга будет о том, куда попадают потерявшиеся игрушки, варежки и даже пуговки. Ведь для ребёнка потеря любимой игрушки — это настоящее горе! Я вот до сих переживаю о том, как сложилась судьба моей любимой куклы, которую мы однажды забыли в такси, когда мне было всего четыре года. Хорошо, когда взрослые понимают, что дети очень привязаны к своим любимым игрушкам и вещам. Надеюсь, что новая книжка сможет утешить маленьких читателей, если у них кто-то потерялся, даст им надежду и поднимет настроение. 

И буквально на днях я писала «инструкцию» с советами для начинающих читателей и в качестве примера «необычного в обычном» — быстро придумала ситуацию про обычного человека, который гуляет в обычном дворе с обычной толстенькой таксой, но стоит им вернуться домой, как такса… превращается в тигра. Только никто из соседей об этом не знает. А теперь, чувствую, этот спонтанный пример может запросто вырасти в новую книжку. Видите, как бывает! Чудеса — они же на каждом шагу!   

Каким вы видите будущее детской литературы в целом? 

Я надеюсь, что хороших детских книг будет много. Самых разных, но главное — добрых! Это очень важно! Детские книги — это запас волшебства, счастья и безопасности, которого читателю должно хватить на всю его долгую-долгую жизнь.

Автор

Редакция