Статья5 минут

Жутко интересно: книги, которые щекочут нервы

Страх — неотъемлемая часть современной поп-культуры в литературе, играх, кино и даже квестах. Но он бывает разным — ужасом от социальных проблем, таинственных происшествий или абсурдных ситуаций. Анна Пестерева, автор повести «Пятно», и Денис Лукьянов, контент-редактор издательства «Альпина.Проза», подобрали шесть по-разному страшных книг.

 

Выбор Анны Пестеревой, писательницы, автора мистической повести «Пятно»

«Вьюрки», Дарья Бобылёва

В дачном посёлке происходят странные вещи: оживают статуи, пропадают люди, а на дне реки притаились русалки. С каждым днём жизнь становится всё чудесатее и чудесатее.

Никто не может ни сбежать из посёлка, ни проникнуть в него. Люди, приехавшие отдохнуть на даче в выходные, обречены жить бок о бок с чертовщиной долгие недели.

Несмотря ни на что, в книге много смешных моментов. И кажется, что именно сочетание страха и смеха делает жуть ещё сильней. Нас не пытаются напугать всеми способами, нет. Но с перелистыванием страниц холодок по коже пробегает всё чаще.

«Коллекционер», Джон Фаулз

Эта книга погружает в страх другого рода. Никакой нечистой силы и нежити — только люди, которые могут быть хуже и тех, и других. 

Робкий, скромный Фредерик Клегг увлекается коллекционированием бабочек. И однажды добавляет в свою коллекцию… девушку по имени Миранда. Она нравится ему, но Клегг недостаточно образован и боится познакомиться. Тогда он похищает девушку, запирает её в подвале и ждёт, когда же она наконец-то его полюбит.

От одного описания становится неуютно и хочется проверить, закрыта ли входная дверь, правда?

Кстати, Фаулз очень любил творчество Шекспира, и этот роман отсылает к пьесе «Буря», где главную героиню тоже зовут Миранда. У шекспировской Миранды всё будет хорошо, а вот у Миранды Фаулза…

«Снеговик», Ю Несбё

Это детективная история, которая успевает напугать до мурашек. Убийца выслеживает жертв, а читателю остаётся надеяться, что хотя бы одна из них спасётся.

С этой книгой связан жутковато-комедийный случай. Я пришла почитать в парк. Увлеклась сюжетом и не заметила, как стемнело. И вот посреди сцены, в которой убийца преследует жертву, я поднимаю голову и понимаю, что сижу под фонарём одна в тёмном, пустом парке. В этот момент я ещё не успела вынырнуть из текста и переживала все его тревоги. Так быстро до дома я ещё никогда не бегала! 

Повторять этот опыт, кстати, не советую. Лучше читайте книгу дома. И проверьте, что точно закрыли входную дверь!

Выбор Дениса Лукьянова, контент-редактора «Альпина. Проза», автора романа «Век серебра и стали»

«Пятно», Анна Пестерева

Помимо того, что эта мистическая повесть жутко интересна (во многом за счёт перевёрнутой композиции), история о Насте, запертой в деревенском доме со странным Пятном — непонятной сущностью, — это многослойное повествование. Анна Пестерева вписывает мистический сюжет, построенный на канонах сказок, в современный контекст в максимально широком смысле. Повесть похожа на зеркальный лабиринт, в котором намеренно отражаются элементы поп-культуры (от «Проклятого старого дома» «Короля и Шута» до «Дома, в котором...» Мариам Петросян) и социальная проблематика (а ещё «эстетика») маленьких российских городов.

Однако всё таинственное в этом тексте — не более чем метафора острых социальных проблем и глубокого чувства одиночества. Запертая в герметичном пространстве, Настя вынуждена следовать правилу «не выноси из избы», которое в мире старого дома гиперболизировано до предела.

«Прощальный вздох Мавра», Салман Рушди

Понятие страшного и жуткого здесь стоит понимать в не совсем привычном смысле. Главный герой романа, рассказывающий историю своей семьи, стареет в два раза быстрее всех остальных людей — а потому его жизнь с рождения заведомо наполнена волшебным и... абсурдным. Рушди яркими красками вырисовывает мир сумасшедших художников, жутких «девушек-паразитов», смертей, тюремных камер, похожих на ад в миниатюре, и криминального Бомбея. Это мир тотального одиночества, полный по-абсурдному страшных эпизодов.

Умеренный сюрреализм — главное оружие Рушди, обычно необходимое автору для создания ярких метафор с сатирическим зарядом. Здесь же заряд этот, отнюдь, в основном весьма пугающий. История тёмных чудес, грязных семейных тайн и помешательств — лучшее описание «Последнего вздоха мавра».

«Серебряный Ашолотль», Анна Старобинец

Этот сборник рассказов застыл где-то между реализмом, мистикой и магическим реализмом. Совершенно непонятно, реальна ли каждая из историй — от поисков волшебного аксолотля до школьного друга-инопланетянина, — или лишь придумана главным героем, рассказчиком? Анна Старобинец максимально умело использует детскую оптику повествования, делая текст зыбким и пугающим, — знает ли читатель всю правду, или ребёнок намеренно придал мрачному эпизоду его реальности волшебный флёр?

Самое страшное здесь — проблемы, с которыми сталкиваются герои-дети и подростки. Это и буллинг, и жизнь в неполноценной семье. Каждое мистическое и псевдоволшебное допущение — защитный механизм психики ребёнка. Только взрослый читатель всё прекрасно понимает. И ужасается реальной обстановке дел.

Автор