24 августа 2023Статья3 минуты

10 объектов модернизма, на которые стоит обратить внимание

Бестселлеры издательской программы музея «Гараж» — справочники-путеводители по архитектуре советского модернизма Москвы и Ленинграда — теперь доступны в электронном формате. Авторы, историки архитектуры Анна Броновицкая и Николай Малинин, предлагают увидеть памятники в широком историческом, культурном и политическом контексте, а также на фоне мировой архитектуры второй половины ХХ века. 

Сотрудники издательского отдела музея «Гараж» сделали подборку десяти построек московского и ленинградского модернизма, на которые непременно стоит обратить внимание.

Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель

ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (1937–1987) — «стратегический объект» с внушительной 77-метровой башней, являющийся композиционной доминантой жилого района, считается самым ярким образцом советского модернизма в Санкт-Петербурге. Архитекторы С. Савин, Б. Артюшин. Фотография Юрия Пальмина.

Поэтичный образ морских ворот Ленинграда воплощён в здании Морского вокзала (1973–1983) на Васильевском острове. Самое заметное в облике прямоугольного здания — напоминающие паруса навесные панели, которыми оно окружено со всех сторон. Архитекторы В. Сохин, Л. Калягин, М. Захаров, Е. Шумова, Г. Федосеева, В. Виноградова, М. Фёдорова. Фотография Юрия Пальмина.

Аэровокзал «Пулково» (1966–1973) спроектирован таким образом, чтобы помочь пассажирам обрести оптимизм и спокойную уверенность на пути в самолёт. Большую роль в этом играет свет, идущий из пяти стеклянных конусов, а также контраст низких и высоких пространств. Архитекторы А. Жук, Ж. Вержбицкий, Г. Вланин.

Лабораторно-аудиторный 5-й корпус Ленинградского электротехнического института (1965–1987), или «Петербургский Хогвартс», — образчик кирпичного брутализма с пиранезианской лестницей внутри. Архитекторы В. Левиаш, Н. Матусевич, М.Гессе, Г. Иванова, М. Кораблина, И. Луценко, К. Яковлева. Фотография Юрия Пальмина. 

Общежитие ЛИСИ (Ленинградского инженерно-строительного института) (1957–1964) представляет собой образец переходной архитектуры, в которой будущий модернист (Сергей Евдокимов) принимает эстафету от бывшего конструктивиста (Андрея Оля). Архитекторы А. Оль, С. Евдокимов, Н. Устинович.

Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель

Открытый бассейн «Чайка» (1957, 1979) был призван создать условия для нового, более раскрепощённого образа жизни советских граждан, что стало частью хрущёвского плана по повышению рождаемости. Архитектор Б. Топаз.

Основной визуальный акцент здания ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза) (1965–1977) — огромные окна — не только продолжает линию модерна, но и транслирует образ экрана телевизора, главного для советского человека «окна в мир». Архитекторы В. Егерев, А. Шайхет, З. Абрамова, Г. Сирота. Фотография Юрия Пальмина.

Дворец пионеров (1958–1961) — один из немногих памятников модернизма, признанный объектом культурного наследия. Это яркая манифестация новых принципов архитектуры — горизонтальности, асимметрии и прозрачности. Архитекторы В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян. Фотография Юрия Пальмина. 

Президиум Академии наук, или «Золотые мозги» (1967–1990) — убежище лучших умов СССР в стенах с мраморной облицовкой и множеством рельефов, перекликающихся с древнерусскими архетипами и с модным в то время японским метаболизмом. Архитекторы Ю. Платонов, А. Батырева, С. Захаров, А. Звездин, С. Киселёв и др.

Ансамбль Нового Арбата (1961–1968) — пожалуй, самый радикальный жест модернистского градостроительства, реализованный в Москве. Советская версия торговой улицы с широкой прямой магистралью, как бы прорезающей нежную ткань арбатских переулков. Архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц, Б. Тхор, А. Зайцев, В. Егерев.

Больше об архитектурных жемчужинах Московского и Ленинградского модернизма, с историей, фактами и деталями — в справочниках-путеводителях от издательского отдела музея «Гараж».

Автор

Редакция