Живые обложки, яркие иллюстрации и аудиоспектакли: чтение для современных детей
Ребёнок с книгой в руках, сколько бы ему ни было лет, всегда вызывает умиление и гордость родителей. Малыш, с упоением рассматривающий картинки, старший дошкольник, читающий по слогам, школьник, глотающий книгу за книгой, подросток, спускающий карманные деньги в книжных магазинах… Мечта любого родителя!
Только теперь встретить ребёнка с книгой в руках — большая редкость. Значит ли это, что детям стало неинтересно читать? Не обязательно. Думаю, это говорит о том, что издателям нужно более тщательно отбирать в портфель книги для детей, а родителям не бояться новых способов и форматов чтения.
Что для этого предлагают Строки?
Наше поколение выросло на книгах советских (Э. Успенский, В. Драгунский, К. Чуковский, А. Барто) и зарубежных (А. Линдгрен, М. Твен, А. Милн, Л. Кэрролл) классиков, их книги по-прежнему в топах продаж. Поход в книжный магазин и знакомство с новинками рынка пугает нас не только странными сюжетами, но иногда и бездарным написанием. Поэтому, пока дети маленькие, мы сами выбираем, что им читать, и на всякий случай покупаем то, что сами читали в детстве.
Потом дети вырастают и заявляют, что им скучно читать эти ваши книжки, это устарело, мир вокруг не похож на страну розовых пони, вместо пап у многих друзей отчимы, бабушки не берут на лето в деревню, потому что у них свои планы, мама не печёт вечером пирожки, а трудится на второй работе, а от улыбчивых незнакомцев на улице вообще лучше сразу уносить ноги
Ребёнок начинает задавать самому себе серьёзные вопросы, и ответы он может найти в книгах современных авторов. И важнейшая задача для издателей — найти среди сотен детских писателей тех, кто честно, на одном языке говорит с ребёнком, кто станет собеседником, проводником во взрослый постоянно меняющийся мир, кто сам себе задавал эти сложные вопросы и нашёл на них ответы. Для редакторов Строк это главная задача. Мы ищем авторов, которые говорят с детьми разных возрастов на одном языке, не заискивая, не обманывая, но и не поучая. И читатель сам решает, как бы он поступил на месте героя, и верит, что выбор всегда за ним.
Лесовичка Тоша скучает по папе, который ушёл за Голубой птицей, чтобы найти счастье. Царевна Алёна попала в плен и потеряла силу волшебства, и теперь не знает, возвращаться ли ей домой, нужна ли она своим родным без утерянных способностей. Петя перешёл в другую школу и волнуется, как его примут новые одноклассники. А хозяин мопса Феликса приютил старого бездомного пса и теперь выслушивает замечания няни своего сына.
Как правильно поступить? Что лучше — рискнуть и потом ошибиться или ничего не делать? Какой я? На кого я хочу быть похож? Что для меня самое главное? Читатель должен ответить на этот вопрос самостоятельно
Технологии помогают
Наши дети растут с телефонами в руках, это уже данность. Но гаджет можно превратить в безопасный инструмент для чтения электронных книг или прослушивания аудиокниг. Два этих уже не новых формата всё громче заявляют о себе, а диджитал-издательства стараются сделать их всё более удобными для чтения и безопасными для ребёнка. А ещё изменить сам процесс чтения, внедряя в электронную книгу разные технологические штучки.
Представьте, что ваш ребёнок читает книгу, и вдруг в ней оживает иллюстрация? Или нажимает на кнопку плеера и слышит весёлый лай щенка, про которого читает? А малыш, который только учит буквы, параллельно слушает стих и следит за текстом, где подсвечиваются произносимые диктором слова? Читать цифровые книги становится всё более увлекательно, в Строках над этим работает целая команда специалистов. На очереди много нового, например, электронная книга, где можно выбрать героя и изменить ход сюжета самостоятельно. То ли ещё будет!
Мы беспокоимся, что гаджеты испортят глаза ребёнка, поэтому стараемся подсунуть ему бумажную книгу. Есть альтернативный вариант — включить аудиокнигу. Конечно, записанную профессиональными актёрами, с умело подобранным музыкальным сопровождением — хоть в дороге слушай, хоть перед сном. Каждую книгу для детей Строки выпускают в двух форматах, электронном и аудио. Нередко даже готовят настоящий аудиоспектакль, например, «Спецагенты в шоколаде» (автор Валя Филиппенко) или «Детективное агентство “Утюг”» (автор Алексей Олейников).
Времена стремительно меняются, и детская литература должна поспевать за переменами, но при этом не изменять своей сути — быть проводником ребёнка в большой мир, развивать, играть, образовывать, формировать личность, которая потом изменит этот мир в лучшую сторону.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только