5 причин прочесть цикл эпического фэнтези «Память, Скорбь и Шип»
На этой неделе на английском языке вышел роман The Navigator’s Children, который смело можно назвать одной из самых ожидаемых фэнтезийных новинок этого года. Она завершает тетралогию Тэда Уильямса «Последний король Светлого Арда», с которой тот вернулся в мир, некогда принёсший ему славу мастера эпического фэнтези. Впервые читатели познакомились с этим миром благодаря трилогии «Память, Скорбь и Шип», и мы решили рассказать, почему её стоит прочитать.
Образцовое эпическое фэнтези
Юный герой с таинственным происхождением, вынужденный отправиться в далёкие странствия. Смутные предсказания, в которых приходится разбираться персонажам. Поиски магических артефактов, от которых зависит судьба мира. Ненавидящая человечество древняя раса, которая полна решимости поквитаться за давние обиды и поражения. Происки коварного колдуна, преследующего зловещие цели.
Этот список можно продолжать и дальше. В сюжете «Памяти, Скорби и Шипа» поклонники эпического фэнтези найдут немало знакомых тропов. И Уильямс убедительно демонстрирует, что в умелых руках и традиционные для жанра элементы начинают играть новыми красками.
Трилогия Уильямса выходила с 1988 по 1993 год, и уже в то время её по праву начали называть одним из лучших образцов эпического фэнтези. Сохраняет этот статус цикл и поныне — недаром он выдержал немало переизданий, в том числе и на русском языке.
Живые и тщательно прописанные персонажи
Протагонистом трилогии выступает юноша по имени Саймон, который трудится слугой на кухне в королевском замке, учится у местного врача и мечтает о приключениях.
Когда старого правителя, при котором Светлый Ард наслаждался миром, сменяет сын, попавший под дурное влияние, это знаменует начало смутных времён. А для Саймона — начало тех самых похождений, о которых он грезил. Но Уильямс не просто рассказывает о странствиях героя по миру, столкновениях со всевозможными опасностями и свершениях. Автор очень много внимания уделяет раскрытию и развитию образа Саймона — и не только его. Персонажей в «Памяти, Скорби и Шипе» изрядное количество — как людей, так и представителей иных народов. Автор постарался и сумел сделать своих героев убедительными и многогранными личностями, вызывающими неподдельные эмоции.
Драматичный сюжет
Своих героев Тэд Уильямс отнюдь не жалеет и не скупится на боль и страдания для них. Причём зачастую писатель ставит персонажей в ситуации, из которых просто нет хорошего выхода, — нетипичные для эпического фэнтези конца 80-х и начала 90-х. Скажем, в «Памяти, Скорби и Шипе» мы видим короля, который попадает под влияние дурного советника, что легко может вызвать ассоциации с Теоденом и Гримой из «Властелина колец». Но здесь нет мудрого мага, который бы ловко навёл порядок. Вместо этого есть брат и дочь короля, которым придётся и иметь дело с последствиями его поступков, и пережить личные трагедии. Такой подход к повествованию придаёт «Памяти, Скорби и Шипу» настоящего драматизма.
Предтеча «Песни льда и огня»
Обилие переплетающихся сюжетных линий, фокус на политических интригах и психологии персонажей, конфликты, в которых не так-то просто провести грань между правыми и виноватыми. Готовность автора подвергать своих героев нешуточным испытаниям и убивать их. Проработанный мир с большим количеством различных государств и народов, богатой историей и мифологией. Всё это есть в «Памяти, Скорби и Шипе». И всё это сегодня принято ассоциировать с «Песнью льда и огня» Джорджа Мартина, но цикл Уильямса был написан на несколько лет раньше. Более того, без него сага Мартина могла бы вовсе не появиться.
Как вспоминал Тэд Уильямс, однажды он, ещё сравнительно неопытный писатель, подошёл на фестивале познакомиться с Джорджем Мартином, который уже был весьма именитым фантастом, хотя и не пользовался такой широкой известностью, как сегодня. Тот же в шутку наругался на Уильямса и потребовал, чтобы тот возвращался домой и дописывал «Память, Скорбь и Шип»
Сам же Мартин вспоминает, что именно трилогия Уильямса вернула ему веру в то, что в рамках эпического фэнтези можно создавать глубокие и неординарные произведения. Джордж называет «Память, Скорбь и Шип» одним из своих любимых циклов и отмечает, что во многом под влиянием Уильямса решил попробовать себя на ниве эпического фэнтези.
Законченная история с сильным финалом и отличными продолжениями
Тэд Уильямс завершил «Память, Скорбь и Шип» в 1993 году, причём финал автору удался на славу — он получился красивым и эмоциональным. Так что эта трилогия отлично подойдёт тем, кто предпочитает читать уже завершённые циклы — чтобы не ждать годами продолжений.
В то же время, спустя многие годы Уильямс вернулся в Светлый Ард с новыми историями. Кроме масштабной тетралогии «Последний король Светлого Арда», финал которой только что вышел за рубежом, писатель начал выпускать и отдельные романы, раскрывающие прошлое его мира.
Например, роман «Братья ветра», действие которого разворачивается за сотни лет до начала оригинальной трилогии, раскрывает предысторию одного из её антагонистов. Но это не просто дополнение к «Памяти, Скорби и Шипу», но и трагическая история о цене, которую порой приходится платить за подвиг. Сейчас Уильямс работает над ещё одним романом о прошлом Светлого Арда. Так что, если вы любите надолго задерживаться в полюбившихся фэнтезийных мирах, Тэд Уильямс даёт вам такую возможность.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только