Статья5 минут

«Ярость» Алекса Михаэлидеса: переворот в мире психотриллеров

Книга «Ярость» Михаэлидеса, автора абсолютного бестселлера «Безмолвный пациент», — многообещающий камерный детективный триллер, который понравится как фанатам Эркюля Пуаро, так и тем, кто никогда не был поклонником жанра и не знает, чего от него ждать. Ранее мы публиковали отрывок из книги, а теперь попытались разобраться в том, почему новый роман Михаэлидеса — прекрасный образец игры с ожиданиями читателя. 

Пара слов об авторе

Алекс Михаэлидес делает именно то, что авторы-профессионалы советуют новичкам: пишет о том, что знает. Загибаем пальцы: родился на Кипре, изучал литературу в Тринити-колледже и Кембридже, сценарное дело в Лос-Анджелесе, а ещё работал в психиатрическом центре для подростков. 

Опыт в психиатрии лёг в основу дебютного романа Михаэлидеса «Безмолвный пациент», в котором он также обыгрывает древнегреческую трагедию «Алкеста». Вторая книга автора, психологический детектив «Девы», рассказывает историю о серии убийств в Кембриджском колледже, где в центре внимания оказывается преподаватель греческой трагедии, одержимый культом Персефоны. Действие нового романа «Ярость» разворачивается на греческом острове кинозвезды, а герой-рассказчик уже в первых главах представляется нам как «драматург». 

Наполняя миры своих произведений деталями собственной жизни, Михаэлидес делает их более настоящими, заставляя нас верить в реальность происходящего. Всё гениальное просто, и всё простое гениально.

С чего начинается «Ярость»?

Есть книги, которые нам ничего не обещают: читай и всё узнаешь. «Ярость» с самого начала обещает нам многое, но в первую очередь — убийство. 

Это история об убийстве. Хотя, может, и не совсем. По сути, это история любви. Самая печальная её разновидность — о конце любви; когда чувство умирает. Выходит, я сначала верно сказал

Как уже было сказано выше, историю мы наблюдаем глазами героя-рассказчика — драматурга, которого Михаэлидес наделяет характерными для этой профессии особенностями. Это далеко не безликий повествователь: через пёстрое речевое полотно мы можем разглядеть эксцентричного, слегка нарциссичного и крайне ироничного автора, который не спешит раскрывать все карты и изо всех сил старается удержать наше внимание. Он наслаждается собой, представляя, какой эффект произвела бы на нас его история, поэтому пытается сократить расстояние между собой и читателем: 

«Это история о каждом, кто хоть раз в жизни любил», — начинаю я, пододвигая к вам стакан с напитком. Причём солидную порцию — она сейчас в самый раз. Вы устраиваетесь поудобнее, и я начинаю.

Нашего героя зовут Эллиот. И уже в первом действии написанной им «трагедии» он предупреждает: «Все мы ненадёжные рассказчики, когда повествуем о собственной жизни». 

Создание ожиданий — разрушение ожиданий

Эффект обманутого ожидания — приём, известный каждому, кто начал работать с текстом не вчера и не сегодня. Михаэлидес уже давно показал своё мастерское владение игрой с ожиданиями читателя, и «Ярость» выглядит как мастер-класс по основам драматургии, который с лёгкостью мог бы стать пособием для студентов-сценаристов. 

Большая часть сюжета разворачивается на маленьком греческом острове, куда бывшая кинозвезда приглашает своих друзей. Всего их семеро: сама звезда Лана, её сын Лео, муж Джейсон, подруга-актриса Кейт, помощница по хозяйству Агати, смотритель острова Никос и наш рассказчик, лучший друг Ланы — Эллиот. 

В какой-то момент они оказываются оторванными от внешнего мира штормом и яростным ветром. Название самого острова — Аура, греческая богиня ветра и воздуха — соответствует тому, что на нём происходит. 

Я расскажу о ветре. О ветре, который дует на греческих островах. Дикий, непредсказуемый греческий ветер. Он сводит с ума.

И вот мы уже ждём развития сюжета в духе «Десяти негритят». Чтобы нам точно было кого подозревать, Эллиот подливает масло в огонь: подруга Кейт давно влюблена в мужа Ланы, сам Джейсон влез в кучу финансовых афер и не может расплатиться, смотритель острова Никос — влюблённый в Лану отшельник, да и сам рассказчик когда-то испытывал к ней романтические чувства. 

Внимание читателя, как это часто бывает с хорошими детективами, быстро переключается между персонажами: может, подруга решила избавиться от соперницы? Старый друг Эллиот претендует на наследство, которое ему оставила Лана? Муж решил рассчитаться с долгами? Или одержимый кинозвездой Никос решил отыграть сценарий «не доставайся же ты никому»? Интрига!

Конечно, не всё так просто. Ведь Эллиот — талантливый драматург, а Лана — всемирно известная актриса. Карты в колоде Михаэлидеса будут перемешаны не раз и не два, но всё, что мы могли бы рассказать дальше, будет спойлером, поэтому — тсс…

Почему читать книгу «Ярость» определённо стоит?

Во-первых, потому что Михаэлидес не только писатель, но и сценарист, мастер саспенса и интриги. Он умело расставляет крючки и клиффхэнгеры, которые не позволят вам отложить книгу надолго. Во-вторых, угадать финал истории — непростая задача даже для опытного читателя. Автор за руку ведёт вас по узким переулкам, и 9 из 10 предложенных им дорожек окажутся тупиковыми. Ну а в-третьих, это просто интересная история! И даже если «Ярость» не станет вашей настольной книгой, она точно скрасит несколько вечеров.

Автор