22 декабря 2023Статья3 минуты

«Я не псих»: международный бестселлер о том, как помочь отрицающему психиатрический диагноз человеку

В 2000 году в США вышла книга, в которой так нуждались многие люди. Её автор — клинический психолог и близкий родственник человека с шизофренией, который в свой диагноз не верил. Доктор Ксавье Амадор не только представил уникальный взгляд на проблему сразу с позиций специалиста и члена семьи больного, но и разработал уникальную четырёхступенчатую систему работы с такими пациентами.

 

Наработки доктора Амадора взяли на вооружение многие психиатры по всему миру, но описанный в книге метод всё равно требовал подробных разъяснений и комментариев. Так издание, переведённое на французский, испанский, венгерский, китайский, арабский, чешский, польский, японский, шведский и другие языки, пережило несколько редакций. В России вышло последнее, двадцатое издание.

«В новой книге я делюсь с вами решением, к которому пришёл, общаясь с братом, а затем практиковал со своими пациентами. Я провёл более тысячи консультаций и практикумов на тему отрицания болезни, представляя семь техник, применяемых в 4С, и все они описаны в этой книге», — пишет доктор Ксавье Амадор в предисловии к юбилейному изданию мирового бестселлера «Я не псих. Как помочь отрицающему психиатрический диагноз человеку начать лечение».

Доктор Амадор прошёл через то же, что и другие родственники людей с психиатрическим диагнозом: уговоры, угрозы, компромиссы, попытки воззвать к элементарной логике… Но реальный эффект появился только тогда, когда психиатр попытался понять брата. Так появился подход 4С.

4С — уникальный метод, разработанный доктором Ксавье Амадором, с помощью которого отрицающий психический диагноз человек осознаёт серьёзность ситуации и соглашается на терапию. Однако усилия придётся приложить тем, кто рядом. Для этого членам семьи, друзьям и специалистам необходимо преодолеть четыре ступени:

  • Listen (слушать больного);
  • Empathize (сочувствовать ему);
  • Agree (соглашаться с ним);
  • Partnership (сотрудничать с ним).

Помимо теоретического (и научного) обоснования своего метода, доктор Амадор делится с читателями историями своих пациентов и тем путём, который сам прошёл вместе с братом Генри. Реальные кейсы помогают разобраться, на чём основывается тотальное отрицание диагноза, почему работу с пациентом необходимо начать как можно скорее, какую роль в этом играет физиология мозга, зачем оставаться начеку даже после того, как пациент признал диагноз и начал терапию, а также в каком случае стоит обратиться в правоохранительные органы.

«Новейшие изыскания в данной области подтверждают, что каждый раз, когда человек с тяжёлым психическим заболеванием переживает очередной эпизод обострения, его долгосрочный прогноз ухудшается. Более того, некоторые учёные пришли к выводу, что приступы психоза токсичны для мозга», — пишет Амадор.

Причём он использует не обывательское, а медицинское понимание «нервного срыва», которое подразумевает наличие галлюцинаций, бредовых идей, спутанных мыслей и дезорганизованное поведение.

Подтверждение эффективности своей методики Амадор нашёл и в классических трудах. В частности, он обратился к книге Аарона Темкина Бека «Когнитивная терапия депрессии», которая впервые была опубликована в далёком 1979 году:

«Аарон Т. Бек подчёркивает, что специфические дисфункциональные когнитивные паттерны приводят к определённым психическим расстройствам. Однако недостаточно просто выслушать человека, чтобы изменить присущие ему деструктивные убеждения (так называемые схемы). Когнитивная терапия предлагает множество техник, помогающих вовлечь пациента во взаимодействие и в конечном счёте — в процесс лечения.

Когнитивная терапия научила меня среди прочего по возможности структурировать консультацию. Например, начинать сессию с обсуждения её повестки, при этом оставаясь гибким».

 

Несмотря на то что книга адресована прежде всего специалистам и членам семьи пациента, доктор Амадор смог представить взгляд самого человека с психиатрическим диагнозом. Практически в каждом разделе книги в нативной форме представлена позиция страдающего таким недугом человека. Благодаря этому читатели смогут легче преодолеть вторую ступень метода 4С, которая подразумевает искреннее сопереживание. И, конечно же, никого не оставит равнодушным личная история автора. Вместе со своим младшим братом и по совместительству лечащим врачом Генри прошёл удивительный и сложный путь от полного отрицания шизофрении до продолжительной ремиссии и гармоничных отношений с собой и миром.

Автор

Елена Бакламенко