«Вербы Вавилона»: жрица богини смерти и другие женщины Древней Месопотамии
![](https://s3.cms.mts.ru/cms-mts-files/verby_vavilona_66ced11a823c5108d4a66c97.png)
Как в любом древнем обществе, выбор ролей для женщин был не таким широким, как в современности. Однако ошибкой было бы считать, что его совсем не было. К выходу эксклюзива в Строках «Вербы Вавилона» — о жрице богини смерти и вавилонской царевне, которая должна сделать непростой выбор, — посмотрим на личные истории женщин Месопотамии разных классовых слоёв и разных занятий.
Знатные дамы
Женщины оказывали большое влияние на политику. У одного шумерского царя было несколько дочерей, и двух он отдал в жёны одному человеку, своему северному вассалу по имени Хая-Сум.
Звали их Шимату и Киру. Они начали активно бороться за внимание мужа, и, хотя Шимату была первой и главной женой, Киру родила мужу сына, а также обладала административными и политическими талантами. Муж часто оставлял её регентом, когда отлучался из своих владений.
Однако всё изменилось, когда на земли Хая-Сума начали наступать эламиты. Киру осталась верна отцу и попыталась провести политику в поддержку шумерского царя, но её муж склонялся к тому, чтобы сменить царя и стать вассалом эламитов. Шимату же поддерживала мужа, и в итоге он развёлся с Киру, которая написала отцу взволнованное письмо:
Мне невыносима такая жизнь, а слушать речи (моей сестры) Шимату просто невозможно! Если мой господин, мой отец, сейчас же не заберёт меня в Мари, я сброшусь с крыши!
Жрицы
Адда-гупи была жрицей бога Луны Сина, знатной женщиной из города Харран, матерью одного из последних царей Вавилона, Набонида. Вместе с сыном они пришли в Вавилон и там сумели достичь очень многого несмотря на то, что были чужестранцами. Она утверждала, что бог Луны даровал ей пророчество о том, что её сын (не имеющий никаких прав на престол) станет царём и восстановит Харран.
Через тебя я верну богов в жилище в Харране, посредством Набонида, твоего сына. Он построит Эхулхул; он завершит его работу. Он достроит город Харран, сделав его больше, чем он был прежде, и восстановит его
Набонид женился на дочери царя, и когда, наконец, почти все мужчины предыдущей династии погибли, сам стал царём, правя совместно с сыном, которого звали Валтасар. В конце концов, хоть Набонид и достиг высшей власти, Вавилон был завоёван персами.
Набонид, Валтасар и Адда-гупи — персонажи романа «Вербы Вавилона».
Блудницы
Самая известная блудница Вавилонии — Шамхат, героиня эпоса о Гильгамеше, чьё имя в переводе означает «сладкая».
В легендарном «Эпосе о Гильгамеше» лучший друг Гильгамеша по имени Энкиду имел звериный, скотский вид. Он был создан богиней из глины, выкормлен дикими зверями и не имел понятия о людях. Но Энкинд становится человеком и перестаёт понимать язык животных всего после одной ночи с блудницей. Так, женщина возвышает мужчину, делает его из дикого зверя человеком, прививает цивилизованность.
Похожее имя носит главная героиня «Верб Вавилона», потому что была рождена рабыней.
Писательницы
Первой известной писательницей считается Энхедуана, дочь царя Саргона Древнего, жившая в 2300-х годах до нашей эры. Царь Саргон, её отец, пришёл к власти завоеваниями и хитростью, будучи сыном простого водоноса.
Оказавшись у власти, он ощутил вокруг себя вакуум и стал назначать родственников на ключевые посты, в результате чего его дочь стала верховной жрицей важного бога. После смерти Саргона поднялось восстание и Энхедуане пришлось бежать в изгнание в пустыню. Племянник Энхедуаны проигрывал войну за престол, и тогда жрица обратилась с воззванием к богине Иштар, составив венок гимнов.
В результате племянник отвоевал трон, что было сочтено особой благосклонностью богини в ответ на тексты Энхедуаны.
Богини
Удивительной особенностью пантеона Междуречья является то, что божества-женщины покровительствовали не только типичным для себя функциям плодородия и, например, ткачества, но и управляли куда более грозными силами. Так, Эрешкигаль была грозной госпожой подземного царства, посмертия, а её сестра Иштар одновременно была богиней любви и войны. В самих функциях Иштар уже заключены диалектические единство и борьба противоположностей, и отношения с сестрой-смертью у неё сложные. С одной стороны, близкие, с другой — полные соперничества.
Однажды Иштар спускается в преисподнюю к сестре, и там у семи врат с неё снимают украшения, в которых заключена её волшебная сила. Она предстаёт перед сестрой нагой и смертной, и та заключает её в темницу. Всё живое начинает умирать, но из преисподней нельзя уйти просто так. Тогда вместо Иштар в подземном царстве остаётся её муж. До сих пор полгода она проводит там — и тогда на земле зима, а полгода — на земле, и тогда у нас лето.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только