19 июня 2024Статья6 минут

Великий романтик Виктор Гюго

Французский поэт-романтик, драматург, прозаик Виктор Гюго, которого на родине иногда называют Человеком-океаном или Человеком века, родился 7 вантоза X года французского республиканского календаря (26 февраля 1802 г.) в Безансоне и умер 22 мая 1885 г. в Париже. Он считается одним из самых значимых писателей мировой литературы.

 

Как драматург Виктор Гюго зарекомендовал себя одним из лидеров французского романтизма. Его поэтические произведения включают несколько сборников лирических стихотворений. Многочисленные работы писателя также включают политические сочинения и выступления, рассказы о путешествиях, сборники заметок и мемуаров, литературные комментарии, обширную переписку, почти четыре тысячи рисунков, большинство из которых выполнены тушью, а также дизайн интерьеров. Значителен его вклад в фотографию.

Гюго также был активным политическим деятелем. Он принимал участие в общественных дебатах и был парламентарием при Июльской монархии, а также при Второй и Третьей республиках. Почти двадцать лет писатель прожил в изгнании на островах Джерси и Гернси во времена Второй империи, одним из главных противников которой он был. Приверженный миру и свободе и чувствительный к человеческим страданиям, он высказывался в поддержку многих социальных достижений, выступал против смертной казни и рабства.

Его стойкая приверженность республиканцам во второй половине жизни и внушительные литературные труды сделали его культовой фигурой, которую Третья республика чествовала государственными похоронами и переносом останков в Пантеон в Париже в июне 1885 года, через десять дней после смерти. В течение двух дней, когда гроб был выставлен для прощания, более двух миллионов человек почтили его память.

Виктор Гюго до сих пор почитается во Франции и за рубежом как выдающийся человек, жизнь и творчество которого являются предметом многочисленных исследований

Самое полное, пожалуй, собрание сочинений Виктора Гюго на русском языке в советский период вышло в 50-годах прошлого века в издательстве «Художественная литература» (почему «пожалуй полное», поясним позже). Из 15 томов семь составили романы.

Виктор Гюго оставил девять романов. Первый, «Бюг-Жаргаль», был написан в шестнадцать лет; последний, «Девяносто третий», в семьдесят два. Творчество писателя впитывало все моды и литературные течения его времени, никогда полностью не смешиваясь ни с одним из них. Гюго использовал приёмы популярного романа, усиливая их, и ниспровергал жанры, превосходя их. Так, «Ган Исландец» (1823 г.), «Бюг-Жаргаль», опубликованный в 1826 году, или «Собор Парижской Богоматери» (1831 г.) напоминают исторические романы, входившие в моду в начале XIX века, но только напоминают, Гюго — не Вальтер Скотт, и его романы развиваются в сторону грандиозного эпоса.

«Последний день приговорённого к смерти» (1829 г.) и «Казнь Клода Гё» (1834 г.) отражают социальные проблемы, но это не так просто определить. По мнению самого Гюго, следует различать «романы фактов и романы анализа». Названные два являются одновременно историческими и социальными романами, но в основном это романы, посвящённые борьбе за отмену смертной казни, что выходит далеко за рамки художественной литературы.

То же самое можно сказать и об «Отверженных», которые появились в 1862 году, в разгар реалистического периода, но мало что заимствовали у него.

В письме к критику Ламартину Виктор Гюго объясняет:

«Да, насколько человеку дано хотеть, я хочу уничтожить неумолимость судеб, созданных человеком; я осуждаю рабство, изгоняю нищету, поучаю невежество, лечу болезнь, освещаю ночь, ненавижу ненависть… Вот моя исповедь, и вот почему я написал «Отверженных». По моей мысли «Отверженные» — не что иное, как книга, основанная на братстве и признающая конечной целью человечества прогресс»

Феноменальный успех романа вызвал сарказм Гонкуров, которые, в частности, сочли «забавным заработать двести тысяч франков … на жалости к несчастьям людей». Роман и сегодня ставит критиков в неловкое положение, поскольку постоянно разрывается между популярной мелодрамой, реалистической картиной и дидактическим эссе.

А в «Тружениках моря» (1866 г.) и «Человеке, который смеётся» (1869 г.) Гюго неожиданно вернулся к романтической эстетике начала века с её уродливыми персонажами, монстрами и пугающей природой. Кстати, именно в первом из этих романов Виктор Гюго ввёл во французский язык слово «осьминог».

Наконец, в 1874 году «Девяносто третий» ознаменовал собой романтическое воплощение старой его темы: основополагающей роли Французской революции в литературном, политическом, социальном и моральном сознании века. Писатель смешивал художественную литературу и историю и при этом не проводил границы между ними.

Романы Гюго — это не «развлечение». По его мнению, искусство должно одновременно обучать и доставлять удовольствие, а роман почти всегда служит для обсуждения идей. Эта идея пронизывала все аболиционистские (то есть посвящённые борьбе с рабством, смертной казнью) романы его юности, она сквозила и в зрелом возрасте в многочисленных отступлениях от рассказа о материальных и моральных страданиях отверженных.

Поэт и писатель, Гюго оставался драматургом неизбежности, и его герои, как и герои трагедий, борются с внешними ограничениями и неумолимой судьбой; иногда в них виновато общество (Жан Вальжан, Клод Ге, герой «Последнего дня приговорённого к смерти»), иногда история («Девяносто третий») или рождение (Квазимодо). Вкус к эпосу, к людям, бьющимся с силами природы, общества, неизбежности, никогда не покидал Гюго; писатель всегда находил свою аудиторию, никогда не поддаваясь прихотям моды, и никого не удивляет, что он смог стать классиком при жизни.

Так что же не вошло в 15-томное издание «Художественной литературой» сочинений Гюго в середине прошлого века? Как это ни удивительно сегодня, но роман «Девяносто третий». Рискнём предположить, что по идеологическим соображениям.

Автор

Редакция