«В комикс приходят через любовь», или С чего начать знакомство с жанром

Комиксы, представляющие собой синтез искусства и литературы, вплелись в ткань поп-культуры, очаровав целые поколения своими яркими историями, полными эмоций и приключений. Теперь сотни комиксов и манги доступны и для читателей «Строк»! Поговорили с руководителем направления Анастасией Касаткиной, чтобы получить ответы на самые частые вопросы, которыми задаются люди, впервые открывающие для себя мир комиксов и манги.
Понравятся ли мне комиксы? Стоит ли мне их читать?
Как и в любом деле, это вопрос вкуса, но понять, нравится вам или нет, вы можете только попробовав.
В комикс, как и в любую новую тему, нужно заходить через любовь. Как правило, к комиксам приходят через любовь к мультипликации — например, когда вы поклонник мультфильмов Миядзаки. Или не поклонник, но когда-то столкнулись с японской культурой и анимацией и находите их интригующими.
Вам могут нравиться работы Макото Синкайя с его взрослыми героями, взрослыми проблемами и бесконечными наблюдениями за движением облаков по небу.
Вы можете с ностальгией вспоминать о том, как после школы мчались к телевизору, чтобы посмотреть «Самурая Икс», «Стального Алхимика», «Короля Шаманов», «Сейлор Мун» или, наконец, «Покемонов».
Или же вы могли уже взрослым пересмотреть все фильмы Marvel и DC, или заинтересоваться «Майором Громом» и впечатлиться героями настолько, что становится интересно — а что дальше? Ведь фильмы всё же ограничены метром, тогда как комиксы, некоторые из которых издаются уже более 80 лет, раскрывают гораздо больше тайн, помогают понять персонажей намного глубже.
Если хоть что-то из этого в вас откликается, то вы точно можете смело знакомиться с комиксами и мангой. И даже если не откликается — тоже. Комиксу уже присвоили статус девятого искусства, а значит, как и у любого другого вида искусства, у него есть жанры. Есть жанры чисто развлекательные, романные, есть беллетристика и эпика. Есть просто романтические истории, боевики, экшены. Скажем, если вы поклонник «Бриджертонов», вы точно сможете найти похожие истории и визуал в корейских вебтунах. Так что зайти в комиксы через жанры тоже вполне реально.
Наконец, есть путь через искусство — это когда тебя цепляют и впечатляют визуальные работы конкретного художника комикса или манги.
Комиксы — это же что-то для детей?
Если вам вдруг кажется, что комикс — это такое лёгкое детское чтение, то это далеко не всегда так. Да, есть комиксы для детей, но есть и для взрослых. Более того, читать (или смотреть?) комиксы иногда даже сложнее, так как это сочетание двух форматов, визуала и текста, что нагружает мозг гораздо сильнее, чем чтение книги.
Чтобы оценить всю степень воздействия комикса или манги, важно знакомиться с ними так, как это было задумано. Для этого мы в «Строках» специально переделали читалку и первыми в России представили возможность чтения на одной платформе всех трёх форматов — классического комикса с удобным приближением картинки, манги с японским типом чтения, когда листаешь справа налево, и свитков вебтуна с вертикальным скроллом сверху вниз. Это даёт возможность представить всё жанровое и культурное разнообразие комикса как вида искусства.
Некоторые комиксы с точки зрения сюжетов, которые они охватывают, и рисовки ничуть не уступают серьёзному кино или графическому искусству. У комиксов даже есть своя собственная большая премия — Премия Айснера — которая сопоставима с «Оскаром» для фильмов. Её присваивают ежегодно и как правило тем изданиям, которые подсвечивают важные, нередко спорные и социально значимые темы.
Если говорить о комиксе как искусстве, меня в своё время покорил Альберто Бреччиа — его работы, мне кажется, не слабее по воздействию, чем графика Дюрера. И, конечно, есть Алан Мур и его «Хранители», который вообще поменял мир комиксов.
Почему комиксы — это интересно?
Мы, люди XXI века, уже не можем наблюдать за другими видами искусства в их эволюции, а за комиксами — можем. Кризис жанра романа пришёлся на XVIII–XIX века, кризис жанра кино тоже уже случился в XX веке и, в общем-то, не при нас. А вот у комикса, который в том же XX веке только появился и чьё активное развитие пришлось на 40–60-е годы, — кризисы, то есть моменты, когда ломают некогда придуманные законы жанра и правила, продолжают происходить прямо сейчас. Да, конечно, сегодня комикс переизобретают не впервые, но процесс-то продолжается!
Или, тоже интересно: существует теория, согласно которой любая культура должна пройти определённые этапы сознания. С этой точки зрения любопытно, что в культуре Японии не было эпохи эпоса, как, например, в культуре эллинистической. При этом у японцев есть суперизвестный One Piece, который почти 30 лет выпускается в виде манги и более 20 лет выходит в виде аниме, и который, на мой взгляд, и есть самый натуральный японский эпос, причём создаётся он прямо на наших глазах. Наверное, отчасти именно поэтому он так популярен. Понятно, что создатели One Piece его так не позиционируют, но все черты эпоса на месте. Есть, например, эпизоды, где герой 30 глав бежит по тюрьме и больше ничего не делает. Это же один в один описание кораблей у Гомера, типичный эпический приём!
Так что если уж хочется относиться к комиксам серьёзно, то смотреть на них с такой, исследовательской точки зрения, тоже крайне увлекательно.
Чем графический роман отличается от комикса?
С одной стороны, есть мнение, что разницы между комиксом и графическим романом нет — мол, это просто маркетинговый ход, который придуман, чтобы добавить комиксу веса. В XX веке к комиксу относились как к низкопробному, беллетристическому искусству, а затем появились художники, которые захотели показать целевой аудитории, что у них тут не просто приключения школьников, которые за счёт дружбы и сверхспособностей побеждают злейшее зло, а серьёзная тема, не меньше тех, что поднимаются в топ-фикшн литературе. Они-то и придумали термин «графический роман».
С другой стороны, на мой взгляд, если мы принимаем, что комикс — это вид искусства, как литература или кино, и можем выделить в нём поджанры, то что нам мешает выделить романный жанр? Если в произведении есть все признаки романа: оно развивается продолжительный период времени, есть несколько веток главных персонажей, за которыми мы следим какой-то длительный срок, — то это роман.
Манга, манхва, маньхуа — что это такое? В чём их особенности?
Так в Японии, Корее и Китае соответственно называется термин, использующийся вместо слова «комикс», который обозначает тип произведения, где есть картинки с баблами текста. Другое дело, что и в Японии, и в Корее, и в Китае у «азиатских комиксов» есть свои отличительные черты. Например, помимо формального признака, что манга читается справа налево (просто потому, что таков японский тип чтения — так там и книги читают), у неё есть нюансы, которые прежде всего связаны с функциональностью персонажей.
Скажем, есть определённые законы, по которым следует изображать удивление, злость и другие эмоции. Или есть правила отображения эффекта движения и его направления. Всё это законы, которые были отработаны за счёт японской манги, при этом сейчас их активно используют и корейцы, и китайцы, и западный рынок. Нужно ли знать все эти формальности, чтобы познакомиться с мангой? Вряд ли. Но, наверное, есть смысл рассказать о них в следующий раз.
Вообще, считается, что отцом манги как жанра является Осаму Тэдзука, но Тэдзука тоже не придумал ничего просто из головы — у него были образцы западного комикса и даже диснеевская анимация. Он перенял анимационные приёмы западной мультипликации и использовал их в манге, в итоге придумав что-то совершенно новое и аутентичное.
Но тогда с чего лучше начать знакомство с комиксами и мангой?
Вариантов множество, выбирайте любой, но если хочется почитать:
- серьёзные работы — ваш выбор «Дневник Анны Франк», а также работы уже упомянутого мною Бреччиа и Жака Тарди;
- русские комиксы — «Собакистаун» и другие комиксы из этого мира, «Сёстры» и многие другие;
- вебтуны — «Герой иного мнения» и «Сердце дракона»;
- мангу — «Атака на титанов»;
- манхву — «Единственный конец злодейки — смерть»;
- стрипы — «Серые будни магов» — это такой формат, когда ежедневно или ещё чаще публикуются своеобразные мемы в виде комиксов, небольшие зарисовки, отзывающиеся какими-то будничными реалиями, и поднимаются темы каждодневной жизни, быта, повседневности.
Наконец, мы в «Строках» сделали и несколько оригинальных тайтлов, которые будут выходить регулярно — «Мы нашли приключения» для детей, «Департамент по убийству дракона» для всех, кому знакома работа в офисе, и Stray cat agency для любителей фэнтези. Их я тоже рекомендую, и да, будут ещё!
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только