13 ноября 2023Статья2 минуты

Такой разный ромфант: спасаем дракона от принцессы и наоборот

В начале XXI века на смену популярному любовному роману пришёл ромфант — романтическая фантастика и фэнтези. В его сюжетах сказочная атмосфера тесно переплетается с романтикой, а действие переносится в вымышленные миры, где красавицу преследует уже не метафорическое, а настоящее чудовище, а принц буквально появляется на белом коне. Ромфант стал отдушиной для уставших от повседневности читателей, выросших на классическом фэнтези Толкина, Льюиса и других канонических авторов — вместе с издательством «1С» рассказываем об особенностях этого жанра.

Любовь на фоне войны

Некоторые относятся к этому жанру несерьёзно, однако ромфант — не обязательно лёгкая развлекательная литература. Книги могут быть тяжёлым и драматичным, глубоким, полными аллюзий и новых идей — неизменным остаётся наличие явной любовной линии, которая становится только ярче благодаря фантастическому антуражу.

Популярность жанра продолжает набирать обороты и за счёт появления различных сеттингов и сюжетных направлений. Например, юмористический ромфант — среди российских авторов этого направления можно выделить Маргариту Блинову. Или «академки», где герои одновременно обучаются в магических или вполне обычных учебных заведениях и сражаются со злом. Здесь в пример можно привести серию Натальи Жильцовой и Азалии Еремеевой «Академия магического права» — в их мире магия и технологии сосуществуют вместе, а главная героиня, студентка факультета защиты, готовится стать судьёй. 

Не меньшей популярностью пользуются героическое и эпическое любовное фэнтези, где отношения героев развиваются на фоне масштабных событий в мире — как, например, в серии Ирины Котовой «Королевская кровь», где история про похищенную драконом принцессу оборачивается неприятностями для самого дракона. Жанр вмещает в себя множество других направлений: от откровенных эротических книг до бытового фэнтези и магических детективов.

Война на фоне любви 

Есть ли в ромфанте свой неформат? Конечно! К нему можно отнести книги, в которых любовная линия второстепенна и является скорее приятным дополнением — романтика, конечно, всё ещё остаётся, но сюжетные повороты чаще связаны с изменениями в мире или внутри самих героев, чем со статусом их отношений.

Так, например, трилогия Дин Лейпек «Дракон должен умереть» — это героическое фэнтези, где сплетаются приключенческая и философская линии. Кажется, что в книге самый классический из всех сюжетов с неизменным фэнтезийным трио: дракон, принцесса и рыцарь. Однако решающая битва разворачивается внутри, а не снаружи: в принцессу Джоан вселяется умирающий старый дракон, и если он возьмёт верх над сознанием девушки, то обратит её в монстра навсегда.

 

Спасать принцессу от дракона — обычная история, а вот спасать принцессу от чудовища внутри неё — задача посложнее. В этом и кроется очарование ромфанта: тем, кто устал от повседневности и рутины, он позволяет погрузиться в сказочный мир, а фанатам глубоко проработанных эпических или философских историй предлагает сюжеты, где любовь становится декорациями для грандиозных сражений и этических дилемм.

Автор

Редакция