Статья3 минуты

Гюго, Мураками, Оруэлл: книжная полка Мамуки Патарава

1 декабря в онлайн-кинотеатре KION премьера сериала «Тоннель» — криминального триллера на границе с Финляндией. Мы поговорили с Мамукой Патарава, играющего роль футболиста Неймара, лишившегося карьеры и рискующего потерять дочь, и узнали, какие произведения тронули его. В подборке — книги, которые погружают в рефлексию и дарят эстетическое наслаждение. 

Виктор Гюго «Отверженные»

В романе есть всё, чтобы ты понял: каждый человек имеет возможность встать на путь искупления. Второй ли, третий шанс, и т. д. — это неважно, шанс вернуться есть всегда. Человек может быть выброшен на обочину жизненными обстоятельствами, может быть наказан несправедливостью системы или самой судьбой… но творить добро или плодить зло — это выбор, который принадлежит только ему самому. 

Любовь и милосердие — два качества, два дара, которые способны зажечь свет там, где его нет. Никогда не поздно начать взращивать в себе добро. Прочитав этот роман, нельзя быть плохим человеком. 

Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

Читал роман, будучи студентом. Произвел на меня яркое впечатление!  Переплетение магии и реальности… рождает обилие неожиданных образов. Каждая смерть, каждое рождение и каждый акт любви — это отдельные произведения искусства. У Маркеса особый язык. Магический Реализм. Это очень театральный язык, в самом хорошем значении этого термина. Мое воображение получило эстетическое наслаждение. 

Жауме Кабре «Я исповедуюсь»

Современный писатель. Книга попала ко мне случайно, но поглотила меня сразу. 

Главный герой болеет Альцгеймером и отправляется в путешествие по своей памяти, пытаясь найти ответы на свои вопросы. Вспоминая о родителях, о детстве, о любви, о дружбе, о себе. Это многослойный роман, затрагивающий много тем. И «искусство» в этой книге — как самострельный герой. После прочтения я погрузился в одинокую рефлексию… пытаясь честно ответить на вечные вопросы. Этот роман стал для меня открытием большого писателя.

Френсис Скотт Фицджеральд 

Это если говорить о моей первой юности. О том, что я любил когда был подростком. Как-то вовремя попался мне в руки роман «По эту сторону рая», и сразу же я прочел «Великого Гэтсби». Если первый о молодом парне, который ищет себя и только открывает мир, то второй — про ошибку, про иллюзорность мечты, бессмысленность реальности без любви. Благодаря Фицджеральду я стал больше читать, в частности, «потерянное поколение», конечно, но тем не менее. 

Харуки Мураками «Охота на овец»

Правильно было бы прочитать трилогию: «Слушай песню ветра», «Пинбол 1973» и потом «Охоту на овец». И прибавил бы еще «Дэнс, дэнс, дэнс». Хотя мне не помешало прочитать эти книги в другом порядке. 

Я стыбзил книгу, обменял прочитанную книгу на другую, в Питере, где посуточно снимал жильё. Скитальческое время… Книгу прихватил наугад. «Охота на овец». Первое знакомство с Мураками. Тут же я прочитал «Дэнс, дэнс, дэнс», и пошло дальше… Так вышло, что целое лето я посвятил японскому писателю. Если вы хотите сделать остановку, сбить быстрый ритм, сменить его на плавное путешествие… Медленной походкой отправиться за поиском смысла жизни… Попытаться уйти от одиночества или наоборот, наконец, принять его. Понять, что это неотъемлемый спутник человека. Тогда это именно то, что вам нужно. 

Джордж Оруэлл «1984» и Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Чёрт возьми. Сложно что-то выделить. Я любил антиутопию. И «1984», и Олдос Хаксли «О, дивный новый мир». Не знаю, почему так нравится мне этот ужас. Наверное такое нужно читать и смотреть, чтобы человечество не забывало беречь индивидуальность и свободу. Иначе… страшно представить. Читаешь эти книги — и понимаешь… что-то уже сбылось. А с развитием новых технологий всё пойдёт быстрее. Я смотрел на это новшество пессимистично и с опасением. 

Кнут Гамсун «Голод» 

Она достаточно популярна, конечно. История интеллигентного человека, которая перелопатила жизнь и которого голод сводит с ума. Как культурный человек пытается сохранить в себе этого культурного пока ещё человека… Мне это интересно. Я бы хотел сыграть эту историю. Роман коротенький, маленький, но насыщенный внутренними диалогами. 

Автор