Сторителлинг: как искать, находить и рассказывать истории о социальном

Кто-то может сказать, что истории — это просто слова. Нам нужны цифры, результаты, эффективные стратегии и успешные кейсы. Но именно работа с историями помогает людям, командам и организациям находить смыслы и цели, мотивировать, создавать, транслировать ценности и передавать опыт. Вместе с журналом «Позитивные изменения» рассказываем о том, как сделать истории мощным инструментом социального проектирования.
Когда мы занимаемся социальными проектами, нам хочется делиться тем, как изменилась жизнь всех причастных к ним людей: благополучателей, партнёров и других заинтересованных сторон. Но живой рассказ часто теряется среди цифр в сухих отчётах: сколько мероприятий провели, сколько было участников, какие охваты…
На деле истории, которыми мы делимся, являются прямым отражением происходящих с нами событий и нашей интерпретации — идеальный материал для использования в оценке социальных программ и проектов. Через красочный рассказ о проекте мы можем увидеть его изнутри, понять мотивацию, ценности, эмоции и другие факторы, которые повлияли на результат. В этом может помочь такой инструмент, как «круг историй».
Ищем и находим истории
«Круг историй» — групповая встреча, на которой участники садятся лицом друг к другу и по очереди рассказывают истории. Перед тем как создать такой круг, следует определиться с целью встречи и подходящей аудиторией. В зависимости от поставленной задачи можно пригласить в круг как проектную команду, так и благополучателей или их родственников.
Для общения необходимо создать «третье место», которое способствует открытости и не является офисом организации или залом, где проходили мероприятия в рамках проекта. Если нет возможности встретиться очно, подойдёт любое приложение для удалённых встреч: Zoom, Google Meets и другие.
Лучше всего работать в небольших группах по 4–5 человек, выбранных случайным образом. Напомните участникам, что истории часто рождаются в ответ на истории других. Пусть первый рассказчик начнёт делиться своим воспоминанием, а другие пока послушают, после чего дайте слушателям возможность откликнуться на историю. Затем уже сам рассказчик говорит, что ему больше всего откликнулось в словах слушателей.
Придумайте ключевые и наводящие вопросы, чтобы задать темп беседы. Такими вопросами-подсказками могут быть:
- «Расскажите о случае/эпизоде/моменте/периоде из вашей жизни...»
- «Расскажите о моменте, когда вы с удивлением и радостью подумали: а ведь моя жизнь действительно в последнее время изменилась к лучшему, и проект способствовал этим изменениям».
- «Что конкретно изменилось? Как это происходило?»
- «Изначально мы не всегда уверены в том, что проект что-то даст, — и это абсолютно нормально. Расскажите о моменте, после которого ваши сомнения развеялись».
- «Расскажите об эпизоде, когда вы заметили, что проект работает не так, как вы ожидали. Какие ожидания не оправдались и почему?»
- «Вспомните момент, когда вам стало по-настоящему тепло на душе оттого, что благодаря вашей работе жизнь другого человека стала лучше».
- «Что недавно заставило вас гордиться своей командой? Поделитесь случаем, который помог вам почувствовать удовлетворение в конце дня».
Превращаем истории в смыслы
Чтобы истории превратились в данные и идеи, пригодные для анализа, можно использовать метод, основанный на принципах Мэри Элис Артур, — Collective Story Harvesting («Коллективный сбор урожая»). Он заключается в том, что слушатели становятся «сборщиками урожая», которые с помощью обратной связи на историю рассказчика извлекают на поверхность смыслы. Например, с помощью таких фраз:
- «Сильнее всего в этой истории мне откликнулся момент, когда…»
- «Услышав эту историю, я подумал, что главное, что изменилось, — это…»
- «Эта история заставила меня задуматься о…»
- «После этой истории я думаю, что проект привносит в жизнь людей не только …, но и…»
- «Услышав эту историю, я теперь думаю, что мы могли бы ещё сделать…»
Не обязательно высказывать все эти мысли вслух — можно предложить участникам после обсуждения каждой истории записать их на стикерах и оставить на доске. Если в группе 5 участников, после каждого круга у вас будет образовываться 5 карточек, и в завершение вы получите 25 мыслей, которые затем стоит объединить по схожести и выделить яркие идеи, — поздравляем, ваш урожай собран!
Рассказываем их другим
Теперь у вас на руках есть интересные кейсы из историй, которые нужно красиво «упаковать» и донести до аудитории. Здесь вам пригодятся приёмы сторителлинга, которые используют крупные зарубежные НКО. Вот некоторые из них:
Побуждение к действию. Рассказывая историю, предлагайте людям возможность как-то на неё отреагировать: поделиться в соцсетях, сделать пожертвование, присоединиться к флешмобу или просто рассказать друзьям. Подумайте, какой цели вы хотите добиться своей историей и какое действие от читателя поможет в её достижении.
Фокус на конкретных людях. НКО часто любят обращаться к статистике и другим цифрам, чтобы показать важность проблемы. Попробуйте пойти от целого к частному — расскажите историю отдельного человека, чья жизнь изменится, если проблема будет решена.
Так, например, освещая проблему доступа к питьевой воде, организация Сharity:Water рассказала о девушке из Нигера, которая приезжает к местному колодцу шесть раз в день, — с помощью верёвки она может набрать лишь одно ведро воды за раз. Однажды, когда она поставила ногу на край колодца, сидящий в переноске на спине ребёнок неожиданно сдвинулся, и девушка вместе с малышом упала в цементный колодец. Их спасли, но проблема осталась — девушке пришлось и дальше пользоваться колодцем, так как другого выбора у неё нет.
Понятный контекст. Вот ещё одна история от Сharity:Water: во время поездки в Камбоджу сотрудник организации встретил женщину, которая взяла в долг 1000 долларов, чтобы облицевать колодец на заднем дворе. Женщина зарабатывает около 480 долларов в год, при этом она является единственным кормильцем в семье, так как её муж болен. И всё равно она была готова влезть в долги ради чистой воды. Организация подарила ей фильтр для очистки воды, который стоил всего 65 долларов, однако для женщины этот подарок оказался бесценен.
Конфликт и изменение. В корне истории должна лежать трансформация: что было до и что стало после, как изменилась жизнь людей, что они чувствовали в процессе. Другим двигателем истории часто становятся конфликты — это могут быть как недопонимание со стороны властей, так и наши собственные убеждения и привычки, которые должны измениться.
Истории помогают нам узнать больше о жизни другого человека, чей опыт может быть нам совершенно недоступным. Они помогают выстраивать глубокие и искренние связи между людьми, рассказать другим о том, кто мы, во что мы верим, что для нас важно и зачем мы делаем то, что делаем. А сейчас слышать друг друга и видеть друг в друге людей важно как никогда.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только