23 августа 2024Статья4 минуты

Подборка от Анны Ельчаниновой: про контент-маркетинг и не только

Анна Ельчанинова — контент-стратег и креативный редактор, лидер спецпроектов в бизнес-медиа «Справочная» от банка «Точка», автор канала про контент-маркетинг «На слезах рекламы».

 

«Предсказуемая иррациональность», Дэн Ариэли

Контент-маркетинг во многом о том, как влиять на поведение человека с помощью смыслов. Мой любимый (и такой жизненный) эксперимент из книги как раз про это. Дэн Ариэли собрал две фокус-группы и выдал им разные баночки одного и того же энергетика. На одной было написано: «50 научных исследований доказали, что напиток улучшает мыслительную деятельность». На второй баночке такого текста не было. И что вы думаете? Те, кто выпил первую баночку, решали головоломки лучше, чем те, кто выпил вторую. Дело, сами понимаете, было не в составе.

«Лидеры едят последними», Саймон Синек

Первая книга, которую я прочитала про лидерство и которая дала чёткое понимание: на первом месте всегда должна быть команда. И это история не про жертвенность и отречение от своих интересов, для меня она, скорее, про смелость лидера и умение быть взрослым.

«Мои правила», Ричард Бренсон

Советы основателя Virgin могут показаться банальными: больше слушай, не отвлекайся, занимайся самообразованием… Мы это слышали миллионы раз. Но каждый из них начинает играть по-новому, когда Бренсон травит истории из жизни, что стоят в основе советов. Вот пример. Однажды после очередного выступления к Бренсону подошёл юноша с вопросами, как устроен его бизнес. По его формулировкам Бренсон понял, что парень слушал лекцию очень внимательно. Это его подкупило: предприниматель ответил даже на то, что, казалось бы, должно быть под NDA. Спустя время этот молодой человек создал компанию easyJet — лоукостер, который в итоге опередил не только Virgin по перевозкам, но и все британские авиакомпании. А всего-то надо было внимательно слушать и записывать.

«Важные годы», Мэг Джей

Мастрид, если вам ещё нет 30. Автор рассказывает об исследовании жизней знаменитостей — оказывается, определяющие вехи в их карьере были на отрезке от 20 до 30 лет. Именно в этот период человек максимально развивается, его мозг пластичен, суставы ещё не хрустят и он полон энтузиазма. После 35 он уже просто занимается тем, что успел выбрать за прошлое десятилетие. Книга, конечно, больше направлена на американскую аудиторию, где принято откладывание учёбы и жизни на потом, но и для нас она полезна. Я успела прочитать её, когда мне было чуть больше 20 — и это дало лишнее понимание, что надо максимально успеть сделать всё, что хочется, постоянно учиться и пробовать новое. Иначе потом может не остаться ни сил, ни времени.

«Метод Story Brand», Дональд Миллер

Неудивительно, но всё уже было придумано до нас. Все сюжеты книг и кино — это, в основном, переосмысление мифов, легенд, древнегреческой литературы. И те истории, которые мы рассказываем сегодня, в том числе в маркетинге, — это только вариации того, что уже было. Никогда об этом не задумывалась, но в основе того же Nike — миф о богине победы Нике. И зная это, сразу начинаешь понимать, откуда тянутся ноги у Just do it. Собственно, что даёт книга — понимание, как выстраивать миф вокруг бренда, но что ещё важнее, как сделать клиента героем и за ручку провести его из точки А в точку Б.

«Пробуждение внутреннего героя», Кэрол Пирсон

В бренд-маркетинге довольно часто используют систему архетипов — чтобы понять, как выстроить философию, ценности и TOV бренда или выяснить, что движет целевой аудиторией и как к ней подступиться в коммуникациях. Всего архетипов 12, их названия похожи на названия карт Таро, но пускай вас это не пугает. К каждому архетипу автор даёт очень подробное описание с точки зрения психологии его поведения — такой краткий курс в юнгианство. Бонус: постоянно сравниваешь себя со всеми архетипами и чуть лучше понимаешь свои мотивы.

«Найди своё “Почему?”», Питер Докер, Саймон Синек, Дэвид Мид

Можно было бы сказать, что это пособие по тому, как стать душным, — но вообще книга об осознанности. Раньше люди думали, что наша планета плоская, и поэтому далеко не путешествовали — считали, что могут упасть с края земли. Потом они начали задавать вопросы и со временем поняли, что ошибались. Книга учит тому, чтобы выяснять не только то, что и как нужно сделать, но ещё и зачем. Если задать этот вопрос, может оказаться, что задачу надо было выполнять иначе, а может, она и вовсе была не нужна. Это же «зачем?» помогает и в маркетинге: успех Apple во многом объясняется тем, что она никогда не продавала продукт, она продавала причину, зачем им пользоваться.

Автор

Редакция