Статья7 минут

Почему читателям нравятся героини — «серые мышки», и в чём их секрет

В современном литературном пространстве можно наблюдать любопытное явление: неизменное внимание читателей к «серым мышкам». Эти, казалось бы, ничем не примечательные героини, сливающиеся с окружающим миром благодаря своему непритязательному характеру и незаметной внешности, покоряют сердца и воображение многих читателей. Но что в этих скромных героинях вызывает столь глубокий отклик? На этот вопрос попробовал дать ответ книжный блогер Энтони Юлай.

В последнее время я читаю множество любовных романов, и сложно не заметить, насколько пресными и лишёнными индивидуальности являются большинство главных героинь.

Чаще всего таких девушек называют «серыми мышками» — это простушки, которых никто не замечает, а из особых навыков у них разве что вражда с гравитацией, ведь о неловких падениях «серой мышки» можно слагать легенды. В общем, этим термином принято называть неприметных и тихих девушек, которые не выделяются в обществе ни своим внешним видом, ни поведением. Они стеснительны, ведут себя отстранённо или замкнуто.

Но вопрос, который уже давно стоит ребром: почему же нам при этом нравятся такие персонажи? Ведь не зря же их становится всё больше. Если вы заядлый читатель, то, скорее всего, уже столкнулись с огромным числом таких персонажей, которые своим присутствием могут убаюкать лучше, чем счёт овец.

В литературе существует принцип повествования, который звучит как «главный герой не должен быть самым крутым персонажем книги». Создан он потому, что в большинстве произведений читатели должны видеть себя в том, о ком они читают. И из главной героини, которая, по сути, является чистым листом, гораздо легче слепить образ, который будет соответствовать каждому читателю. Если главная героиня — лишь одна из тысячи точно таких же девушек, то естественно, что представить себя на её месте будет легче лёгкого.

А дальше, благодаря сюжетным манёврам и фантазиям авторов, вокруг подобной героини начинают происходить самые удивительные события, которые наводят читателей на мысль, что и с ними может произойти что-то подобное.

Возьмём, например, одну из самых популярных историй о «серой мышке» — «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс. Невинная девушка влюбляется в проблемного мужчину и терпит его антисоциальное поведение из-за веры в его доброту. У Анастейши Стил практически отсутствует индивидуальность, и именно это делает её такой привлекательной для читателей.

На протяжении большей части книги она пассивна: она едет брать интервью, потому что об этом попросила подруга; на работе она пытается оставаться незаметной; она легко соглашается с мнениями, которые ей предлагают. Мы никогда ничего о ней не узнаём — что она любит, какие у неё хобби, в чём она хороша, а в чём не очень? Единственное, что мы о ней знаем, так это то, что её привлекает Кристиан Грей.

Аналогичный пассивный подход Анастейша применяет и к своим отношениям с Греем. После интервью она ему не пишет, и поэтому он приходит навестить её в хозяйственный магазин, где та работает. Она звонит ему в нетрезвом виде — вероятно, опасно приближаясь к открытому действию лишь в состоянии опьянения, — но затем возвращается в свою оболочку, отказываясь говорить Грею, в каком баре она находится, после того как он взял трубку. И всё же он каким-то образом всё равно её находит и врывается в самый ключевой момент, чтобы героически спасти Анастейшу от нежелательных заигрываний друга!

Это фантазия, которая сводит с ума, потому что она одновременно невозможна, но при этом вполне реалистична — как минимум некоторые её части вполне могли произойти с самой обычной девушкой (скажем, работа в магазине и неудачный поход в бар)

Единственный активный вклад Анастейши в свидания с Кристианом состоит в том, чтобы влезть в любое транспортное средство, которое он за ней пошлёт, будь то вертолёт, лимузин или планер, а затем позволить ему осыпать её дорогими подарками. Она дремлет — он покупает ей новую стильную одежду. Она не отвечает на его электронные письма — он присылает ей новый компьютер. Она зевает — он дарит ей машину.

И это не просто пассивность! Это лень, возведённая в художественную форму. Анастейше достаточно жалобного стона, чтобы полностью овладеть производственными ресурсами Кристиана Грея, и одного взволнованного вздоха, чтобы направить их в свою пользу.

Выходит, мы любим не «серых мышек», а то, что с ними происходит? Скорее всего, да, ведь каким-то невероятным образом такие героини получают всё, не делая практически ничего. Их оберегают, холят и лелеют просто за то, что они дышат.

Такие сюжеты возводят архетип персонажа «серая мышка» в абсолютный читательский топ именно благодаря тому, что они как бы говорят: «не нужно прикладывать много усилий, чтобы быть счастливыми». Главная героиня может быть абсолютной бездарностью, но самый горячий парень заметит среди десятка других девушек именно её, а затем бросит мир к её ногам. Она может иметь нулевой опыт в каком-либо деле, но при этом получит работу мечты. Она всю жизнь носит только серые балахоны, но в тот один раз, когда ей «придётся» надеть шикарное платье и накраситься, она затмит всех, и всё население планеты неожиданно узрит в ней самую красивую девушку на свете

Да, мы хотим, чтобы персонажи были обычными людьми с повседневными проблемами, но на самом деле никто не хочет читать о стирке, если во время неё не происходит нечто экстраординарное. И это — идеальная формула для книги, которая будет мало чем отличаться от сотни таких же, но при этом гарантированно станет успешной. В конечном итоге большинство читателей искренне хотят верить в то, что их жизнь тоже может превратиться в сказку. Сложно сопереживать главной героине, которая мало того что уверена в себе, так ещё и конвенционально привлекательна, когда ты совсем не ощущаешь себя подобным образом.

Автор