20 февраля 2024Статья4 минуты

Первые под землёй: секреты красной ветки московской подземки

Каждый день через станции Сокольнической линии проходят тысячи пассажиров: путаются в переходах на Комсомольской, потеют на эскалаторах и даже не подозревают, что скрывается за торжественными фасадами и мраморной облицовкой первой московской подземки. В аудиогиде «Первые под землёй» мы вместе с проектом «Голоса» и краеведом Алексеем Шишкиным рассказываем интересные факты о том, как зарождалось, строилось и развивалось советское метро, кто был его первым пассажиром и как метаморфозы станции «Охотный ряд» стали частью фильма «Москва слезам не верит».

Первый из первых

Сейчас вход на станцию «Сокольники» немного теряется на фоне окруживших её многоэтажек, но когда строительство только началось, всё было иначе. По задумке архитектора, наземный вестибюль должен был стать триумфальными воротами, парадным входом на первую станцию первого метрополитена всего Советского Союза. Именно от «Сокольников» 15 мая 1935 года отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами.

Нам повезло: советская печать сохранила имя и первого пассажира. Если верить газете «Рабочая Москва», им стал рабочий, ударник труда Пётр Латышев, которому был продан билет № 1. А вот как он сам рассказывает о своей поездке:

Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро, — рассказывал Латышев газете. — И вот вчера, 15 мая, на первой станции Московского метрополитена «Сокольники» я купил у кассирши Васильевой билет № 1 серии «А» и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади. Один иностранец рассказал мне, будто в Америке живёт человек, капиталист, который собирает первые билеты метро. «Вот пошли ему свой билет, — приставал ко мне иностранец, — заработаешь». Нет, не пошлю я в Америку свой драгоценный билет № 1. Я его как святыню, как документ моей большой жизни буду хранить!

А были ли ворота?

Впервые оказавшись у площади Красных ворот, туристы и даже сами москвичи нередко думают, что сооружение из красных и белых округлых арок — это и есть те самые Красные ворота. На самом деле это всего лишь наземный вестибюль станции метро, символизирующий тоннель в разрезе — к воротам он имеет очень косвенное отношение.

Настоящая триумфальная арка, воздвигнутая в честь победы под Полтавой в 1709 году и позже перестроенная в камне, была разрушена в 1927 году — за несколько лет до начала прокладки метрополитена. Красные ворота сломали по решению Моссовета как «мешающие проезду городского транспорта». Ни протест искусствоведов, ни возражения Наркомата просвещения не смогли спасти памятник архитектуры. Но имя ворот сохранилось в городской топонимике: новая станция называлась «Красноворотской» ещё на стадии проектирования.

Станция-кинозвезда

«Охотный ряд», каким мы его знаем сейчас, появился в середине 2000-х, когда жёлтую облицовочную плитку тоннелей заменили на светлый мрамор. Несмотря на эти изменения, интерьер станции легко узнать в кинофильме 1936 года «Цирк», главную роль в котором исполнила Любовь Орлова.

В одной из сцен неуклюжий мужчина, антигерой картины, бежит по эскалатору в неправильную сторону. Этот эпизод едва ли заслужил бы отдельного упоминания, если бы не стал первым в истории случаем появления московского метрополитена на киноэкране. В дальнейшем в метро снимали десятки разных фильмов, от военного «Летят журавли» Михаила Калатозова до фантастического «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова, но именно станция «Охотный ряд» стала первой на этом поприще.

С «Охотным рядом» связан и такой любопытный киноэпизод. В фильме «Москва слезам не верит», снятом в 1979 году, действие происходит на два десятилетия раньше — в 1958-м. В период с 1955 по 1957 год «Охотный ряд» был станцией «Имени Кагановича», затем буквально на четыре года вновь ненадолго стал «Охотным рядом», пока в 1961 году не получил название «Проспект Маркса», которое станция носила и на момент съёмок. Однако режиссёр Владимир Меньшов для создания достоверности поместил в кадр первоначальное название станции «Охотный ряд», которое для его современников было уже ностальгическим маркером ушедшей эпохи. 

 

Больше интересных и удивительных фактов о московской подземке можно узнать в нашем аудиогиде «Первые под землёй». Путешествие продлится около 22 минут — именно столько занимал путь от «Сокольников» до конечной станции «Парк Культуры» в 1935 году. По дороге вы узнаете, чем парижский способ строительства метро отличался от лондонского или берлинского, почему станция «Кропоткинская» такая торжественная и пустая и где в отделке «Библиотеки имени Ленина» искать древние окаменелости.

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция…

Автор

Камилла Аюпова