22 февраля 2024Статья4 минуты

Ко дню рождения большого писателя: Лимонов, которого мы не знали

22 февраля Эдуарду Лимонову исполнился бы 81 год. Писатель, журналист, социальный философ, политик… А ещё — грузчик, мясник и пошивщик джинсов. Эдуард Вениаминович Савенко (настоящая фамилия писателя) сменил много различных профессий, но в литературный канон он вошёл именно как прозаик. Однако начинал Лимонов всё-таки как поэт и стихи писал всю жизнь.

Больше чем поэт

Впервые в России выходит полное собрание стихотворений и поэм Эдуарда Лимонова в четырёх томах. В сборник вошли популярные лирические произведения и малоизвестные стихотворения, которые составители — Алексей Колобродов, Захар Прилепин и Олег Демидов — нашли в архивах. Всего более двухсот образцов малой и крупной поэтической формы будут опубликованы в составе данного собрания впервые. Все тексты опубликованы с сохранением авторской орфографии и пунктуации. На данный момент вышло уже три тома полного собрания поэзии Эдуарда Лимонова.

Захар Прилепин: «Самое главное, стихи и поэмы тщательным образом прокомментированы. Это не только собрание текстов Лимонова, но и путеводитель по жизни Лимонова, по его жёнам, по его войнам, по его политической деятельности. Эти книги станут украшением вашей библиотеки и вашего интеллекта».

В первый том собрания вошли стихотворения, поэмы и тексты доэмигрантского периода. Это золотой корпус поэзии Лимонова: неподцензурные самиздатовские сборники, стихотворения из отдельных рукописей и машинописей, прочие плоды архивных разысканий, начатых ещё при жизни большого автора и законченных только сейчас… Всё это показывает новые грани таланта известного писателя. Именно эта книга знакомит читателя с основными поэмами Лимонова: «Максимов» («Максимов тихонько вздыхает...»), «Птицы ловы» («Ловили Александр и Павел...») и «Любовь и смерть Семандритика» («12 агбадия года перлимского...»).

 

«Автопортрет с Еленой. Поэма (1971)»

Когда ты была маленькой и у тебя только

отрастали ноги ты гордилась своей победой

надо мной.

 

А теперь я победил. В этой тощей стране.

где сухие колючки советских писателей

впились мне в душу.

 

Над вторым томом усердно работал поэт, критик и литературовед Олег Демидов. Сначала он планировал искать рукописи поэзии Лимонова только в Центральном государственном архиве литературы и искусства. Но, оказавшись в архиве Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, поинтересовался наследием Эдуарда Вениаминовича. И обнаружил амбарную тетрадь со стихами Эдуарда Савенко (псевдоним «Лимонов» появился позже), которые были датированы концом 50-х — началом 60-х годов XX века. Эти произведения публикуются впервые под названием «Стихотворения из амбарной книги Микеланджело».

 

Радуясь и вольно размышляя

жизни под небесным потолком

с ужасом я часто признаваюсь

что боюсь момент, когда умрём.

 

Что боюсь к кровати подходящей

и болезни, и её конца

Даже если он совсем счастливый

нового не избежать лица.

 

Во второй том полного собрания поэзии Лимонова также вошли стихи из аукционного дома «Литфонд». В третьем томе полного собрания стихотворений и поэм Эдуарда Лимонова представлен большой корпус текстов эмигрантского, тюремного и послетюремного периодов. Часть произведений найдена в архивах, многие из них публикуются впервые. Помимо комментариев составителей, читатели найдут и выдержки из дневника поэта.

 

Суд и монастырь

О, Лефортовский суд! О, Лефортовский суд!

Меня мимо колёс да у Волги несут.

Каждый день проезжаю я твой силуэт,

Злой коробец наполненный всяческих бед

 

Плотным сгустком. Спрессованным горем…

— Монастырь на горе мы оспорим

И Андрея Рублёва, как красную тень,

В суд посадим в подвалы на пень, —

 

Говорят себе так прокуроры лихие,

Похваляясь собой — мы злодеи такие…

И Андрея Рублёва, Андрея Рублёва

Убивают всё снова и снова.

 

Какие ещё книги Лимонова стоит прочесть

  • «Палач». Один из самых известных романов Лимонова, который многие читатели сравнивают с «Это я — Эдичка». На дворе 1970-е. Польский эмигрант попадает в США и становится профессиональным жиголо. Сам себя он называет Палачом — хозяином богатых и ресурсных женщин. Простая и печальная история об одиночестве и душевной пустоте, рассказанная безжалостно и откровенно, Лимонов написал её в 1982 году в Париже. В то время писателей и книгоиздателей преследовали в судах за садомазохистские сюжеты, «а я храбро сделал героем книги профессионального садиста».
  • «Мои живописцы». Лимонов называл живопись визуальным воплощением мечты. И вся его любовь к этому виду искусства в полной мере проявилась в книге о великих художниках.
«Множества живописцев не существует. Есть один на всех — живописный гений, живший сквозь века, вселявшийся в различные души».

Казалось бы, что связывает Лимонова и великих живописцев прошлого? Оказывается, не так уж мало: с Врубелем они лежали в одной психиатрической больнице; с Фрэнсисом Бэконом — одинаково смотрели на изуродованный мир; с Лукасом Кранахом — любили темпераментных женщин.

В ёмких заметках Эдуард Вениаминович вписывает искусство в свою жизнь и свою жизнь в искусство. Эдвард Мунк творит «ДЕГЕНЕРАТивное искусство», Энди Уорхол подчиняет себе Америку, а индустрия туризма использует одинокого Ван Гога с целью наживы… Автор проходит по Вене и Риму, Нью-Йорку и Антверпену, и, конечно, Москве. Воля случая или сама жизнь сталкивает его с великими живописцами и их работами. Автор учится понимать и чувствовать то, как они жили, как появился их неповторимый стиль, что вдохновляло художников, когда они писали свои знаменитые картины и ваяли статуи.

Автор

Елена Бакламенко