Ко дню рождения большого писателя: Лимонов, которого мы не знали
22 февраля Эдуарду Лимонову исполнился бы 81 год. Писатель, журналист, социальный философ, политик… А ещё — грузчик, мясник и пошивщик джинсов. Эдуард Вениаминович Савенко (настоящая фамилия писателя) сменил много различных профессий, но в литературный канон он вошёл именно как прозаик. Однако начинал Лимонов всё-таки как поэт и стихи писал всю жизнь.
Больше чем поэт
Впервые в России выходит полное собрание стихотворений и поэм Эдуарда Лимонова в четырёх томах. В сборник вошли популярные лирические произведения и малоизвестные стихотворения, которые составители — Алексей Колобродов, Захар Прилепин и Олег Демидов — нашли в архивах. Всего более двухсот образцов малой и крупной поэтической формы будут опубликованы в составе данного собрания впервые. Все тексты опубликованы с сохранением авторской орфографии и пунктуации. На данный момент вышло уже три тома полного собрания поэзии Эдуарда Лимонова.
Захар Прилепин: «Самое главное, стихи и поэмы тщательным образом прокомментированы. Это не только собрание текстов Лимонова, но и путеводитель по жизни Лимонова, по его жёнам, по его войнам, по его политической деятельности. Эти книги станут украшением вашей библиотеки и вашего интеллекта».
В первый том собрания вошли стихотворения, поэмы и тексты доэмигрантского периода. Это золотой корпус поэзии Лимонова: неподцензурные самиздатовские сборники, стихотворения из отдельных рукописей и машинописей, прочие плоды архивных разысканий, начатых ещё при жизни большого автора и законченных только сейчас… Всё это показывает новые грани таланта известного писателя. Именно эта книга знакомит читателя с основными поэмами Лимонова: «Максимов» («Максимов тихонько вздыхает...»), «Птицы ловы» («Ловили Александр и Павел...») и «Любовь и смерть Семандритика» («12 агбадия года перлимского...»).
«Автопортрет с Еленой. Поэма (1971)»
Когда ты была маленькой и у тебя только
отрастали ноги ты гордилась своей победой
надо мной.
А теперь я победил. В этой тощей стране.
где сухие колючки советских писателей
впились мне в душу.
Над вторым томом усердно работал поэт, критик и литературовед Олег Демидов. Сначала он планировал искать рукописи поэзии Лимонова только в Центральном государственном архиве литературы и искусства. Но, оказавшись в архиве Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, поинтересовался наследием Эдуарда Вениаминовича. И обнаружил амбарную тетрадь со стихами Эдуарда Савенко (псевдоним «Лимонов» появился позже), которые были датированы концом 50-х — началом 60-х годов XX века. Эти произведения публикуются впервые под названием «Стихотворения из амбарной книги Микеланджело».
Радуясь и вольно размышляя
жизни под небесным потолком
с ужасом я часто признаваюсь
что боюсь момент, когда умрём.
Что боюсь к кровати подходящей
и болезни, и её конца
Даже если он совсем счастливый
нового не избежать лица.
Во второй том полного собрания поэзии Лимонова также вошли стихи из аукционного дома «Литфонд». В третьем томе полного собрания стихотворений и поэм Эдуарда Лимонова представлен большой корпус текстов эмигрантского, тюремного и послетюремного периодов. Часть произведений найдена в архивах, многие из них публикуются впервые. Помимо комментариев составителей, читатели найдут и выдержки из дневника поэта.
Суд и монастырь
О, Лефортовский суд! О, Лефортовский суд!
Меня мимо колёс да у Волги несут.
Каждый день проезжаю я твой силуэт,
Злой коробец наполненный всяческих бед
Плотным сгустком. Спрессованным горем…
— Монастырь на горе мы оспорим
И Андрея Рублёва, как красную тень,
В суд посадим в подвалы на пень, —
Говорят себе так прокуроры лихие,
Похваляясь собой — мы злодеи такие…
И Андрея Рублёва, Андрея Рублёва
Убивают всё снова и снова.
Какие ещё книги Лимонова стоит прочесть
- «Палач». Один из самых известных романов Лимонова, который многие читатели сравнивают с «Это я — Эдичка». На дворе 1970-е. Польский эмигрант попадает в США и становится профессиональным жиголо. Сам себя он называет Палачом — хозяином богатых и ресурсных женщин. Простая и печальная история об одиночестве и душевной пустоте, рассказанная безжалостно и откровенно, Лимонов написал её в 1982 году в Париже. В то время писателей и книгоиздателей преследовали в судах за садомазохистские сюжеты, «а я храбро сделал героем книги профессионального садиста».
- «Мои живописцы». Лимонов называл живопись визуальным воплощением мечты. И вся его любовь к этому виду искусства в полной мере проявилась в книге о великих художниках.
«Множества живописцев не существует. Есть один на всех — живописный гений, живший сквозь века, вселявшийся в различные души».
Казалось бы, что связывает Лимонова и великих живописцев прошлого? Оказывается, не так уж мало: с Врубелем они лежали в одной психиатрической больнице; с Фрэнсисом Бэконом — одинаково смотрели на изуродованный мир; с Лукасом Кранахом — любили темпераментных женщин.
В ёмких заметках Эдуард Вениаминович вписывает искусство в свою жизнь и свою жизнь в искусство. Эдвард Мунк творит «ДЕГЕНЕРАТивное искусство», Энди Уорхол подчиняет себе Америку, а индустрия туризма использует одинокого Ван Гога с целью наживы… Автор проходит по Вене и Риму, Нью-Йорку и Антверпену, и, конечно, Москве. Воля случая или сама жизнь сталкивает его с великими живописцами и их работами. Автор учится понимать и чувствовать то, как они жили, как появился их неповторимый стиль, что вдохновляло художников, когда они писали свои знаменитые картины и ваяли статуи.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только