Классические истории о вампирах, которые вы могли пропустить
Статус главного романа о вампирах вот уже более ста лет принадлежит «Дракуле». Влияние бессмертного произведения Брэма Стокера на литературу в частности и популярную культуру в целом сложно переоценить. Но, конечно, Стокер не был первым, кто взялся писать о монстрах в человеческом обличье, питающихся людской кровью. Решили напомнить о нескольких классических историях, посвящённых вампирам, которые вышли в XIX веке и стали классикой готической литературы.
«Вампир», Джон Полидори
Когда повесть «Вампир» впервые увидела свет, её автором значился прославленный лорд Байрон — при этом Байрон не писал это произведение, хотя и приложил руку к его появлению на свет. Он стал инициатором дружеского литературного соревнования, каждый из участников которого должен был придумать собственную мистическую историю. Сам Байрон придумал сюжет о паре английских путешественников, один из которых умирает, но перед этим просит товарища пообещать никому не рассказывать о его смерти. Тот даёт слово… А возвращаясь в Англию, встречает своего попутчика живым.
Сам Байрон не стал развивать эту идею, но его врач Джон Полидори, оттолкнувшись от неё, написал своего «Вампира». Конечно, успеху повести способствовало то, что изначально её опубликовали под именем не писателя-дебютанта, а прославленного поэта. Но это не умаляет значимости произведения, которое получилось весьма драматичным, а также способствовало формированию образа вампира как таинственного джентльмена, а не жуткого монстра.
«Упырь», Алексей Толстой
Одним из авторов, на которых оказал влияние «Вампир» Полидори, был Алексей Константинович Толстой, дебютировавший в литературе в 1841 году с повестью «Упырь». Её события начинаются на светском приёме, где главный герой по фамилии Руневский знакомится со странным молодым человеком, утверждающим, что среди гостей есть живые мертвецы, питающиеся кровью. Правда это или нет — вопрос, который не просто встаёт перед Руневским, но проходит красной нитью через всё повествование.
Толстой, уже в молодом возрасте продемонстрировавший недюжинный талант, ловко сплетает несколько сюжетных линий и мастерски интригует читателя. И оставляет на его собственное усмотрение, как трактовать события повести — верить, что происходящее имело сверхъестественную природу, или быть скептиком.
«Кармилла», Джозеф Шеридан Ле Фаню
На страницах повести Джозефа Шеридана Ле Фаню «Кармилла» в качестве вампира выступает таинственная красавица, которая обладает сверхъестественными способностями и талантом очаровывать. В поведении Кармиллы хватает странностей, она хранит в тайне своё прошлое — и, по сути, становится первой в череде прекрасных и опасных вампирш, коих можно немало встретить в популярной культуре.
Повествование у Ле Фаню стилизовано под воспоминание девушки, которой довелось столкнуться и подружиться с Кармиллой, оказавшейся в итоге совсем не той, кем она казалась. Кроме того, «Кармилла» примечательна тем, что на её страницах появляется персонаж, барон Ворденбург, который хорошо разбирается в вампирах и знает, как с ними бороться, — его по праву можно назвать предтечей многочисленных литературных охотников на вампиров.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только