06 августа 2024Анонс4 минуты

«Как читать книги»: история о сближении

Тюрьма да сума — вечные источники литературного вдохновения. И, как правило, тюрьмой некоторые истории и заканчиваются. Но в романе Моники Вуд «Как читать книги» тюрьма — лишь начало. Впрочем, нет, Моникой Вуд нарушено ещё одно правило. Обычно история, которую нам рассказывают, складывается в книгу примерно к последней странице. Здесь же книги — отправной пункт в рассказе о жизни трёх необязательно замечательных, но весьма интересных и незабываемых персонажей.

 

Итак, действующие лица.

Вайолет Пауэлл, молодая женщина 22 лет. Бывшая баптистка. Бывшая заключённая. Она и впрямь оказалась за решёткой не зря. Ищет свой путь в жизни. Знакомый сюжет «мы только начинаем». А выбор, в силу потемневшего от прошлых проступков настоящего, небогат.

Харриет Ларсон, бывшая учительница, ныне волонтёр на пенсии, ведущая книжный клуб для тех, кто читает книги в местах не столь отдалённых.

Фрэнк Дейгл, безутешный вдовец, бывший слесарь-инструментальщик, теперь, от скуки и желания быть полезным, разнорабочий при книжном магазине.

С таким набором персонажей легко разыграть уютный роман о пользе книжных клубов и книг вообще. Обаять атмосферой добра и погружением в человеческое небезразличие и милосердие. Роман Моники Вуд, пожалуй, можно прочесть именно в этом, воскрешающем веру в окружающих, духе

Всё это здесь есть. Как есть и история взросления, становления характера, любви и поиска себя, заставляющая вспомнить книгу Лили Кинг «Писатели & любовники», или рассказ о том, что жизнь в старости только начинается.

Роман Вуд плавно движется от тюремного книжного клуба с его системой категоричных приговоров книгам к ещё более раскрепощённой атмосфере научной лаборатории, где под руководством господина Петрова сонм башковитых попугаев работает на благо человечества.

Но Моника Вуд идёт дальше обычной ожидаемой от подобной литературы милоты. Её роман скорее напоминает последние книги Энн Тайлер, в которых за видимой лёгкостью и незамысловатостью сюжета скрывается внимательное исследование далеко не столь уж очевидных истин.

Роман Вуд не столь узок, как можно было бы решить исходя из названия. Пользуясь проверенной веками формулой «жизнь — это книга», Моника Вуд посвящает свой роман не только вполне очевидной истине полезности чтения и не замыкается на прославлении книжных людей и зарисовках из их книжного мира.

Рассказывая о Вайолет, Харриет и Фрэнке, Вуд напоминает читателю о правильном отношении к себе, к жизни, ну и к книгам, само собой

Жизнь и книги полны историй. Но, скользя по чисто событийной поверхности, мы и в книгах, и в жизни забываем о главном: о том, что стоит за происходящим. Увлекаясь событийной составляющей — был, состоял, пережил, — мы забываем о содержательном моменте.

Книга Вуд с её нарочито простоватой, по-жизненному неторопливой историей предлагает читателю сосредоточиться на более важных, сущностных моментах, которые всё больше и больше воспринимаются большинством из нас как бы так, между прочим.

Не вдаваясь в подробности, следуя исключительно за канвой истории и опуская «между тем», мы создали схематичную литературу с картонным сюжетом и предсказуемыми обстоятельствами, реальность, где в пустом беге дней и круговерти событий потерялось нечто важное, то, что позволяет сказать на склоне лет, подобно Пабло Неруде: «Признаюсь: я жил».

Суть нашей жизни, само её обаяние — в деталях, в том, что скрывается за тем, что случается. И потому в книгах нас трогают подчас даже не перипетии происходящего, а то, что вдруг промелькивает и открывается между ними, в одном или двух, даже порой невзначай обронённых, предложениях.

«Между тем» — то важное, что происходит, пока остальной сюжет идёт своим чередом

Главное в книгах не просто истории, а то, что лежит за ними.

Книги — упражнение в сопереживании.

Трудно сопереживать событиям.

Сопереживают людям.

Вот поэтому перед нами в романе Вуд рассказ о трёх людях, точнее о том, что они на самом деле пережили, пока с ними случалось то то, то это.

Автор

Сергей Морозов