23 мая 2024Статья9 минут

Город без вампиров: куда пойти в Смоленске, чтобы влюбиться в него

Смоленск — город, где нет вампиров, но чудес предостаточно! Здесь можно много гулять пешком, легко спускаясь с холмов и из последних сил взбираясь на них, и не бояться никуда опоздать — ведь до любой точки города рукой подать. Если вы оказались здесь впервые, то, во-первых, — добро пожаловать! — а во-вторых, с нашим аудиогидом по Смоленску вы узнаете, куда сходить, что посмотреть и где поесть самые вкусные в городе круассаны.

ЦПКиО «Лопатинский сад» 

В каждом постсоветском городе должен быть свой ЦПКиО с аттракционами, прудами и сладкой ватой, правда? Но когда-то, в 1630-х годах, когда ещё не было ни ваты, ни аттракционов, здесь возвышалась мощная Крепостная стена, а в ней — большой пролом. Чтобы закрыть его, Речи Посполитой, которая владела городом, пришлось приложить значительные усилия: для защиты крепости применялись новейшие голландские технологии. 

Вы знали, что именно голландцы первыми придумали делать крепости в виде звёзд? А для большей неприступности их окружали рвами с водой и… зубастыми крокодилами! Ладно-ладно, крокодилов не было, только безобидные утки и лебеди, но это не отменяет размаха сооружения: мало того, что звезда оказалась огромной и полностью закрыла пролом в Крепостной стене, она ещё и неплохо сохранилась до наших дней. 

Вот уже почти 400 лет стена радует глаз всех, кто знает, как её найти. Только пожалуйста, не называйте её «кремль»! Кремль — административный центр, а это крепость, которая окружает и защищает весь город. До сегодняшнего дня сохранилось около 3 километров, и тем не менее это самая протяженная крепость в России. Звучит как повод сфотографироваться!

Бронзовый олень в Саду Блонье

Когда вы читаете название одного из двух центральных парков Смоленска, сада Блонье, может возникнуть ощущение, что это что-то французское. Даже многие местные до сих пор так думают, хотя Франция и французы тут совершенно ни при чём! Как только не называют этот сад: Блонь, БлоньЕ, БлоньЯ, Болонья… В общем, склоняют слово, как кому вздумается, но правильно говорить только БлОнье

Но что такое это ваше блонье? Однозначного ответа нет. Те, кто занимаются исторической топонимикой, говорят, что блонье — это луг. А по словарю Даля блонье — болото. Какое болото, скажете вы? Мы же на вершине горы. И тоже будете правы! Но место топкое, у многих соседних зданий по весне есть проблемы с водой в подвалах… 

Так если это луг или даже болото, то при чём тут сад? Дело в том, что при Екатерине Великой Блонье стал плац-парадной площадью, где тренировались солдаты. А потом по нему зачастили гулять местные жители, и губернатор Хмельницкий в начале 19 века рассудил так: «Ну, раз уж все привыкли гулять, пусть это будет сад».  И вот уже почти 200 лет здесь гуляют — Блонье вместе с Лопатинским садом образуют зелёный прогулочный центр города. 

В углу сада Блонье притаился бронзовый олень. Если спросить у гугла про достопримечательности Смоленска, получите чёткий ответ: «стена, собор, олень». Крепостная стена и Успенский собор — действительно солидные достопримечательности, но каким образом в эту тройку попал олень? 

Всё просто. Когда олень приехал в Смоленск в 1945 году, то сразу прижился и понравился горожанам. Что только с ним ни делали — залезали и падали, тёрли, отпиливали рога, хватали и уносили. Но главная традиция — посадить маленького ребёнка на оленя или на льва рядом для фото. И вот сфотографировали мы ребенка, появились у него дети, а у тех детей свои дети... И все фотографируются на олене. Скажешь жителю Смоленска «олень на Блонье», и что-то защемит в сердечке родное, из семейного альбома…

На самом деле смоленский олень — нелегальный мигрант без документов, а ещё —  жутко дорогой памятник, за который отдали 25 000 монет золотом. Этот истинный прусак родом из охотничьей усадьбы немецких кайзеров под Калининградом. Кайзеры любили охотиться на оленей и, само собой, хвастаться добычей: коллекционировать трофеи и увековечивать их в живописи. Однажды они сказали придворному художнику Рихарду: «Ну давай уже крупную форму». И тот начал делать оленей, всего успел сделать пять. Потом к власти пришли нацисты, и один из пяти оленей оказался на даче Геринга. Как памятник очутился в Смоленске? До сих пор ученые спорят по этому поводу, но олень настолько прижился, что в Калининград возвращаться не собирается.

Что касается львов около оленя — они и приехали вместе с ним, но сами родом из Петрозаводска: там в XIX веке Александровский литейный завод производил садовые скульптуры и, в частности, таких вот типовых львов. Подобные есть, например, в Петербурге, Павловске под Петербургом, Великом Новгороде и в самом Петрозаводске. Но самая большая загадка львов — кто утащил у них хвосты? На первой фотографии в газете, датированной 46-м годом, хвосты точно есть. Верните хвосты!

Памятник Тёркину и Твардовскому 

Неподалёку от ЗАГСа, на небольшом зелёном островке располагается памятник поэту Александру Твардовскому и его литературному герою Василия Тёркину. Изначально памятник хотели назвать «Земляки», но название не закрепилось, и теперь золотыми буквами написано: «Александр Твардовский и Василий Тёркин». 

Александр Твардовский — уроженец Смоленской области, хутор Загорье, где поэт рос и набирался поэтического опыта перед переездом в Смоленск, находится всего в 50 километров от памятника. Василий Тёркин, хоть и вымышленный персонаж, тоже из Смоленской области. Читая строки поэмы, мы вместе с солдатом переносимся в его родные места. Освобождая регион, он говорит: «Здравствуй, Ельня. Здравствуй, Глинка, Здравствуй, речка Лучеса». Если мы отправимся в сторону Ельнийского района, то обязательно проедем эти родные для Тёркина места.

Многие ставят в заслугу Твардовскому редакторство в главном литературном журнале страны — «Новом мире» — даже больше, чем создание самого народного героя времён Великой Отечественной. Потому что Твардовский противостоял всей политической системе, притягивал в литературу тех, кто в то время не мог найти читателя иначе —  например, Александра Солженицына. Твардовский имел удивительное чутье на хороших писателей и старался им помочь, насколько ему позволяла должность — результатом этих волнений стали два сердечных приступа. 

Так вот, с 1994 года, когда на площади появился памятник работы скульптора Альберта Сергеева, у пятачка, где поселились Твардовский с Тёркиным, появилось порядка 70 неформальных названий: «тёрка», «будешь третьим пилотом», «солнечный коврик», «Василий Тёркин», «биржа». Жизнь здесь кипит: сходятся пешеходные и автомобильные дороги, отсюда отправляются в дальние поездки, сюда приносят цветы со свадьбы из ЗАГСа и именно здесь, чаще всего, начинаются все экскурсии.

Так и сидят эти двое: и Твардовский ещё молод, как в годы Великой Отечественной, и Тёркин вечно молодой, присели ненадолго, и невозможно к их веселью не присоединиться, невозможно не залюбоваться улыбкой Тёркина, облик которого, как говорят, был списан с первого космонавта планеты, тоже уроженца Смоленской области — Юрия Гагарина.

«Среда.Центр», бистро «Искатели» и самые вкусные круассаны

Когда на улице Ленина открывалось бистро «Искатели», никто не подозревал, что пышные круассаны, заманивающие первых посетителей в утренние часы, перекинут мостик в прошлое этого исторического здания. Дело в том, что городское пространство «Среда.Центр» и бистро «Искатели» находятся в комплексе зданий лютеранской кирхи —  точнее, в одном из домов причты. Мало кто называет кирху кирхой, потому что она была там очень давно, а уже с 1977 года в этом здании располагался шахматных клуб. Но в 1860 году на этом местебыла насыщенная духовная жизнь. 

Шли годы, арендаторы менялись несколько раз, а последние годы здание и вовсе пустовало — на нём красовалась печальная вывеска с объявление об аренде. И вот произошло удивительное и важное для Смоленска событие — здесь открылось бистро «Искатели» и городское пространство «Среда.Центр». Событие важное, потому что это идеальный пример того, как люди берут на себя ответственность за свой город, облагораживают памятники архитектуры и делают старые дома новым местом притяжения людей и смыслов. 

Неформальное смоленское объединение дизайнеров, известное в городе как «Среда по четвергам», долгое время базировалось за пределами центра города, пока не арендовало историческое здание. Ребята вложились в него, отремонтировали, поддержав исторический облик, и разместили там не только офисы своих организаций, но и «Среда.Центр» — креативное пространство с библиотекой, коворкингом и лекторием, куда потянулись люди. 

В другой части здания открылось бистро «Искатели», которое стало предлагать вкусные завтраки, на которые можно заглянуть даже вечером, приятное времяпрепровождение и шикарную выпечку. Эти круассаны и прочие вкусности перекинули мостик в прошлое, ведь многие жители Смоленска помнят, как в их детстве и юности в этом здании находилась булочная.

Автор

Редакция