19 сентября 2024Статья6 минут

Эпическое фэнтези, в котором смертным приходится бороться с богами

Знаменитый режиссёр Зак Снайдер попробовал себя на ниве анимации и выпустил мультсериал «Сумерки богов», вдохновлённый скандинавскими мифами. Его главная героиня, смертная женщина Сигрид, имеет личные счёты с Тором и собирает команду, чтобы убить бога грома. В фэнтези, где боги часто не просто существуют, но и активно вмешиваются в жизни людей, авторы подчас тоже выстраивают конфликты вокруг противостояния смертных и высших сил. Решили вспомнить несколько романов и циклов с подобными сюжетами.

 

«Герои умирают», Мэтью Стовер

Динамичный и насыщенный экшеном роман Мэтью Стовера «Герои умирают» написан на стыке антиутопии и тёмного фэнтези. На Земле будущего построено тоталитарное общество, и люди строго разделены на касты. Главным развлечением служит своеобразное шоу с полным погружением. Специально подготовленные актёры отправляются в параллельный фэнтезийный Надземный мир, где всячески рискуют собой, чтобы получилось интересное приключение. А на Земле люди с помощью специальной аппаратуры могут в прямом эфире или в записи погрузиться в похождения любимого персонажа и словно бы пережить их вместе с ним.

Протагонистом романа выступает актёр Хари Майклсон, более известный как убийца Кейн. Его приключения полны насилия и жестокости, а потому пользуются огромнейшей популярностью на Земле. Кейн славится редкой целеустремлённостью и умением выпутываться из безвыходных, казалось бы, ситуаций, но очередное приключение может оказаться непосильным испытанием даже для него. Он отправляется в Надземный мир, чтобы отыскать свою пропавшую жену, и эти поиски приведут его к столкновению с новоявленным богом. Но тот, возможно, даже не будет самым опасным противником Кейна на пути к цели. Его намерения идут вразрез с планами студийных боссов, и собственные работодатели готовы далеко зайти, лишь бы помешать тому добиться своего.

«Божественные города», Роберт Джексон Беннетт

В мире трилогии «Божественные города» чудеса некогда встречались повсеместно благодаря тому, что боги играли весьма активную роль в жизнях людей. Но если континентальные державы пользовались покровительством высших сил, то островное государство Сайпур было лишено его, и выходцы оттуда считались людьми второго сорта. Но однажды один из сайпурцев нашёл способ убивать богов, и к началу первого романа трилогии, «Города лестниц», положение в мире радикально изменилось. Теперь боги мертвы (или по крайней мере так принято считать), а Сайпур, сделавший ставку на технический прогресс, стал сверхдержавой и диктует свою волю другим странам. В частности — старается держать под строгим контролем все творения богов и истории о прежних временах.

События «Города лестниц» начинаются с того, что на континент отправляется сайпурская чиновница Шара, чтобы расследовать смерть учёного, который изучал всё, что связано с богами и их творениями. Пытаясь разобраться в произошедшем, Шара столкнётся с открытиями, которые заставят её радикально пересмотреть свои представления о прошлом и настоящем мира. По ходу трилогии Шаре и другим главным героям — в каждом из томов на первый план выходят разные персонажи — предстоит столкнуться с наследием богов. А возможно, и не только с наследием…

Цикл Беннетта можно порекомендовать тем, кто любит фэнтези с необычными мирами, а также многослойными сюжетами. В трилогии автор изящно сплетает детектив, приключение, политический триллер и военную драму. 

«Стальные боги», Замиль Ахтар

В романе «Стальные боги», с которого начинается одноимённый цикл, сюжет построен вокруг конфликта за святой город Костану. А повествование в книге ведётся с точек зрения фанатичного полководца, стремящегося его завоевать, и пожилого янычара, которого призывает себе на помощь шах. Сюжет навеян крестовыми походами, но в мире Замиля Ахтара высшие силы служат не только объектом поклонения, но то и дело вмешиваются в жизни смертных.

Хотя в целом при создании своего мира автор вдохновлялся мифологией Ближнего Востока, и, например, джинны появляются на страницах цикла, своих богов Ахтар создавал под влиянием лавкрафтовских ужасов. Это пугающие создания, которые таят немало секретов и используют людей в своих целях.

По ходу цикла его героям регулярно приходится иметь дело с богами — иногда служить им, порою стараться выпутаться из их интриг, а подчас и вступать с ними в противостояние. Сделать это под силу, конечно, далеко не каждому даже из центральных персонажей, но у некоторых из них по ходу истории появятся способности, позволяющие даже убивать богов. И без смертей последних действительно не обойдётся. 

«Рождённый туманом», Брендон Сандерсон

Первый цикл Брендона Сандерсона переносит читателей в мрачный мир, который многие сотни лет находится под властью тирана, именуемого лордом-правителем. Формально он, возможно, и не бог, но обладает практически безграничной мощью, кажется бессмертным и некогда приложил руку к тому, что мир стал таким, каким его знают персонажи «Рождённого туманом». Центральной героиней трилогии выступает девушка Вин, которую берёт под своё крыло опытный и дерзкий вор Кельсер. У него имеются личные счёты к лорду-правителю, и он готовит самую смелую и отчаянную аферу в своей жизни, чтобы свергнуть деспота. И Вин, которая обладает редкими магическими талантами, отводится в этом плане ключевая роль.

Уже в своём первом цикле Сандерсон проявил те умения, которые принесли ему любовь поклонников фэнтези: талант создавать самобытные миры и запоминающихся персонажей, выписывать магические боевые сцены и удивлять читателей. В частности, не обойдётся без сюрпризов в противостоянии героев с лордом-правителем, и тот окажется не единственной высшей силой, с которой придётся иметь дело Вин и её друзьям по мере развития сюжета трилогии. 

Автор

Дмитрий Злотницкий