13 сентября 2024Статья10 минут

Как произвести впечатление за полторы минуты?

У нас есть примерно 90 секунд, чтобы расположить к себе нового знакомого при первой встрече. За этот промежуток времени человек инстинктивно оценивает нас, делает выводы и принимает решение — друг мы или враг, безопасны ли или представляем угрозу. Добавим, что среднестатистический человек способен концентрировать внимание на одном объекте не более 30 секунд, поэтому так важно не только привлечь, но и удержать его интерес. Как овладеть этим навыком, мы узнали в книге Николаса Бутмана «Понравиться за 90 секунд: Как завоевать внимание и расположить к себе», а в этой статье пересказываем для вас самое важное.

 

Первые четыре секунды — самые важные

Именно в этот короткий промежуток времени собеседник интуитивно оценивает нашу искренность, надёжность и безопасность. Бутман пишет, что успех этих первых секунд во многом зависит от «программы приветствия», которая включает пять действий: 

  • открытая поза — расправленные плечи и не скрещённые на груди руки — говорит о нашей готовности к общению; 
  • прямой зрительный контакт демонстрирует заинтересованность; 
  • искренняя улыбка располагает к себе; 
  • дружелюбный тон приветствия — неважно, будет это «добрый вечер» или «йоу» — вызывает доверие;
  • лёгкий наклон в сторону собеседника подчёркивает желание взаимодействовать.

Не стоит недооценивать и внутренний настрой во время первых секунд знакомства. Если мы излучаем позитив, доброжелательность и искренний интерес к человеку, то он интуитивно почувствует это. И наоборот, негативные эмоции, такие как злость, раздражение или безразличие, будут считываться собеседником на подсознательном уровне, создавая барьеры в общении. Поэтому так важно научиться управлять своим настроем и сознательно выбирать продуктивное состояние.

Есть контакт!

Людям нравятся люди, похожие на них. Однако не стоит надеяться, что общие интересы обнаружатся сами собой. Чтобы их найти, нужно уметь синхронизироваться с собеседником — это означает внимательно наблюдать за его поведением, языком тела, интонациями и ритмом дыхания, а затем тонко подстроиться под них. Если мы научимся видеть и слышать мир так, как его воспринимает другой человек, то есть настроимся на его волну, он почувствует, что мы его понимаем. При этом чрезмерное подражание может выглядеть неестественно и даже вызвать подозрения, поэтому синхронизация должна быть деликатной и ненавязчивой.

Результатом налаженного контакта является доверие. В идеале оно должно быть взаимным. При отсутствии доверия внимание смещается на человека, а не на его сообщение, что делает общение дискомфортным для всех собеседников.

Налаженный контакт, или полное взаимопонимание, в психологии и НЛП называют раппортом. Он бывает естественным, когда на футбольном матче или у подъезда мы легко заводим разговор с незнакомцем о насущной теме. Но иногда для установления контакта приходится приложить усилия. Намеренный раппорт достигается, если временно изменить своё поведение, «отзеркаливать» собеседника, чтобы быть на него похожим и таким образом наладить контакт и донести свои мысли. 

Для любой формы раппорта важно внимательно слушать собеседника и проявлять к нему искреннюю заинтересованность. После установления контакта остаётся закрепить успех через поддержание беседы. 

Формула эффективной коммуникации

Успех коммуникации на 100% зависит только от нас, утверждает Николас Бутман. 

Чтобы поддерживать беседу и сохранять интерес собеседника, полезно овладеть техникой открытых вопросов. В отличие от закрытых вопросов, предполагающих односложный ответ, открытые стимулируют развёрнутые ответы и помогают раскрыть собеседника. Задавая такие вопросы и внимательно слушая ответы, мы демонстрируем свою заинтересованность и создаём условия для полноценного диалога. При этом важно не только получать информацию, но и делиться своим опытом, мыслями и чувствами. Яркие, выразительные рассказы о себе помогают собеседнику лучше нас понять и настроиться на одну волну, что способствует укреплению раппорта.

Другой ключевой аспект поддержания беседы — умение давать и получать обратную связь. Реагируя на слова собеседника, мы показываем, что слышим и понимаем его, а также даём ему возможность уточнить или развить свою мысль. В свою очередь, получая обратную связь, мы можем скорректировать собственное послание, чтобы оно было воспринято правильно. Этот непрерывный обмен вербальными и невербальными сигналами позволяет поддерживать динамику разговора и предотвращать неловкие паузы.

Таким образом, формула эффективной коммуникации включает в себя:

  • понимание, какого результата мы хотим достичь в разговоре, и формулировку этой цели в позитивной форме;
  • объективную оценку реакции собеседника в процессе общения;
  • умение менять подход при необходимости, пока не будет получен желаемый отклик.

Каждый новый человек — это интереснейшая загадка, которую нам предстоит разгадать при встрече. Успех этого во многом зависит от нашей внешности, манеры поведения, содержательности речи и влияния на эмоциональное состояние других людей. Но не менее важно то, как наш собеседник воспринимает мир и какими сенсорными предпочтениями он обладает — то есть является ли он визуалом, аудиалом или кинестетиком. Понимание этих особенностей поможет ещё быстрее настроиться на одну волну с новым знакомым. Подробнее эту тему Николас Бутман разбирает в отдельной главе книги «Понравиться за 90 секунд: Как завоевать внимание и расположить к себе».

Автор

Екатерина Перминова