29 августа 2024Статья8 минут

Это надо знать: классики-именинники августа, которых стоит послушать

Прежде чем перевернуть последнюю календарную страничку в августе, давайте вспомним легендарных литераторов XX века, чьи юбилейные дни рождения мы отмечаем в этом звёздном месяце. К их книгам мы возвращаемся снова и снова, их мудрое и доброе слово поддерживает нас, когда трудно. Аудиокниги в качественном исполнении – отличный способ по-новому познакомиться со знакомыми произведениями. Специально для Строк редакция аудиоиздательства «Вимбо» подготовила особую, юбилейную подборку. 

 

Александра Бруштейн — 140 лет со дня рождения

Жизнь Александры Яковлевны была плотно связана с театром, искусством и культурой, и даже в самые тяжёлые и тревожные времена она продолжала заниматься просветительской деятельностью и писать пьесы. Любовь Кабо — писательница, журналист, педагог и близкая подруга Бруштейн писала о ней так:

Пожалуй, в Александре Яковлевне главное: удивительное мужество, высокая культура человеческих отношений — предельное внимание окружающим, предельное пренебрежение собою <...> Её любили. Или боялись. Боялись всё меньше, — по мере того как она старела. Любили всё больше, — потому что всё, что она являла собою всю жизнь, старость лишь подчёркивала, обрамляла драгоценной оправой

Самое известное произведение Бруштейн — автобиографическая трилогия, начинающаяся с романа «Дорога уходит в даль...», о жизни в России на рубеже XIX–XX веков. Это мудрая книга о любви, крепких и дружных семьях, порядочных людях, об уважении к человеческой личности, о вере в светлое и счастливое будущее для всех. Вечные темы не устаревают — именно поэтому этой книгой, написанной в 1956 году, зачитывалось не одно поколение читателей. До сих пор у романов Александры Яковлевны множество почитателей и даже фанатов. Для тех, кто взрослел в позднем СССР, «Дорога уходит в даль...» была больше, чем просто чтением. По этой книге безошибочно определяли «своих» — цитатами из неё обменивались, как паролями: «она же здоровая, умная девочка — зачем ей икать и квакать», «сто Тамарок за одного Шарафута», «замечательное изобретение Варварвары Забебелиной»...

Слушайте легендарное произведение в формате уникального аудиоспектакля, участие в котором приняли Константин Райкин и артисты театра «Сатирикон».

Михаил Зощенко — 130 лет со дня рождения

Михаил Михайлович Зощенко, известный большинству как мастер сатиры, создал одно из самых значимых произведений, находящееся на стыке художественной литературы и научного исследования человеческой психики. Почему люди иногда страдают без видимой причины? Сегодня слово «депрессия» известно каждому, но в первой половине XX века о ней знали значительно меньше. Зощенко увлекался наукой — изучал труды по психиатрии, веря, что найдет объяснение своему заболеванию и спасение от него в специализированных медицинских книгах. Михаил Михайлович подробно ознакомился с работами Зигмунда Фрейда и Ивана Павлова и, основываясь на концепциях этих ученых, написал свою книгу. Писатель посчитал своим долгом проанализировать все то, что с ним происходит, не только стараясь облегчить свои страдания и преодолеть болезнь, преследовавшую его с тех пор, как он был подростком, но и помогая другим.

Автобиографическая повесть Михаила Зощенко «Перед восходом солнца» — одно из самых значимых литературных исследований человеческой психики в XX веке. В нём он возвращается к драматичным воспоминаниям юности, исследуя, что могло травмировать его психику. Он анализирует природу человеческого страдания, делится своим опытом борьбы со страхами и рассказывает, как стремился обрести контроль над своим разумом и эмоциями. Во многом это произведение стало исповедью писателя — в нём отпечатались его самые мрачные и трагические переживания. Первые две части повести были опубликованы в журнале «Октябрь» в 1943 году, но дальше не пропустила цензура, и писатель подвергся общественной травле и гонениям. В советской прессе повесть заклеймили «вредной» и разгромили за то, что Зощенко пишет о «мелкой возне субъективных чувств» — о тех самых глубинах нашего подсознания, путешествия по которым так интересны современному человеку.

Послушайте замечательную повесть о победе разума над страхом в исполнении Максима Суханова. Талантливому актёру удалось мастерски передать психологическую тонкость и литературную многогранность книги.

Сергей Козлов — 85 лет со дня рождения

Сказочники — особые люди. Сказочником сделаться нельзя, сказочниками рождаются, — писал поэт Булат Окуджава. Правда, не все рождённые сказочниками догадываются о своём даре <...> [Сергей Козлов] — несомненный сказочник, узнавший об этом взрослым человеком, и его сказки будут всё совершенней и совершенней, если, конечно, он не перестанет верить в чудеса

И, как мы знаем, предсказание Булата Шалвовича исполнилось. Сказки Сергея Григорьевича Козлова лишь кажутся лёгкими и простыми, за это их любят дети вот уже нескольких поколений. Более опытный читатель, присмотревшись повнимательнее, увидит, что они глубокие, наполнены скрытым смыслом, учат добру и состраданию, а ещё восхитительному навыку видеть прекрасное в обыденных вещах. Писатель всегда считал, что с детьми можно всерьёз говорить о том же, о чём и со взрослыми: о любви, доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах, даже о смерти, и поэтому его сказки никогда не устареют.

В 1946 году вышел новый указ, призывающий советских писателей перестать сочинять истории про говорящих животных, а обратить внимание на людей и делать главными героями порядочных, примерных детей. Несмотря на попытки цензуры влезть и в детскую литературу, сказки Сергея Козлова сохранили свой шарм и поэтичность, став по-настоящему любимой классикой и народным достоянием.

Писательница и литературовед Майя Кучерская писала об этом так:

Едва ли не единственный из детских писателей своего и более старшего поколения, Сергей Козлов вспомнил и о потаённой, созерцательной стороне детской души. Его прозе чужда всякая натужная весёлость, октябрятский задор, корни её кроются скорее в русской философии. Козлов вдруг вспомнил — ребёнок может быть и грустным, и задумчивым, и нежным

Сказки Сергея Григорьевича обладают уникальным и невероятно важным качеством — они интересны как детям, так и взрослым. В озорных приключениях кроются мудрые и весьма философские суждения, которые открываются для читателей постарше, иногда даже не с первого прочтения.

Послушайте любимые, умные и необыкновенно трогательные истории в ярком и обаятельном исполнении актёра театра и кино Александра Бордукова.

Андрей Платонов — 125 лет со дня рождения

«Первый серьёзный сюрреалист», «экзистенциалист», неоспоримый литературный гений ХХ века Андрей Платонович Платонов много экспериментировал со слогом в своих произведениях и, по сути, создал собственный уникальный язык, который называли «первобытным», «нескладным», «самодельным», но определённо не имеющим аналогов в мировой литературе.

Вот и текст «Чевенгура» ведёт себя как будто живой: то ускоряет, то замедляет свой ход, меняет свою форму и сопротивляется прямолинейному толкованию. Этот роман считается одним из главных и важнейших произведений русской литературы ХХ века. Но жанр его описать не так просто! Литературоведы определяют «Чевенгур» и как философский роман (Л. Фоменко), и как идеологический роман (М. Золотоносов), и как трагическую утопию (В. Свительский), и как народную эпопею (В. Васильев), и как антиутопию (Н. Полтавцева, Р. Гальцева, И. Роднянская), указывают, что в этом произведении одновременно взаимодействуют утопические и антиутопические тенденции (А. Кедровский, К. Исупов, Н. Малыгина). В «Чевенгуре» отразились и другие модификации романа: «полифонический роман» (Н. В. Корниенко), «роман-миф», «роман становления человека», «роман-путешествие». А Максим Горький назвал «Чевенгур» «лирической сатирой».

Полностью «Чевенгур» был опубликован в нашей стране только в 1988 году, уже после смерти Платонова. Это один из самых загадочных и важных романов русского магического реализма XX века, который не теряет своей актуальности и в наши дни.

Слушайте аудиокнигу в исполнении неподражаемого Максима Суханова. У Платонова удивительный, потрясающе красивый и драматичный слог. И когда в одном проекте соединяются таланты писателя и актёра, оба дара начинают взаимодействовать и усиливать друг друга. Максим Суханов — мастер создавать любой образ, но при этом автор у него всегда остаётся главным. Точность выражения мысли, смешная и пугающая простота каждого слова Платонова в исполнении актёра заставляет плакать, смеяться, радоваться вместе с прекрасными героями романа — строителями фантастического земного рая.

Автор

Редакция