25 июня 2024Интервью10 минут

Интервью с Игорем Шевчуком — детским писателем, поэтом и «папой Смешариков»

Игоря Шевчука называют «папой Смешариков», но, помимо этой серии, он также является соавтором приключений синих котов в «Котофеевке». Поговорили с ним о творчестве, о том, откуда берутся идеи, как читают нынешние дети и можем ли мы ожидать в скором будущем новых невероятных героев.

 

— Игорь, если кто-то из наших читателей ещё мало знаком с вашим творчеством, то при первой же попытке найти о вас информацию непременно найдёт всё о ваших концертах, мероприятиях, творческих вечерах! Вы пишете стихи, песни, играете на гитаре, регулярно выступаете и проводите творческие встречи с детьми. И напрашивается вопрос: не задумывались ли вы об актёрской карьере?

— Как бы странно и смешно это ни звучало, я закончил факультет журналистики и после работал в детской газете «Ленинские искры», а оттуда я ушёл работать актёром театра «Эксперимент». Так что актёрство в моей судьбе, грубо говоря, уже в прошлом, а дважды в одну реку заходить неинтересно.

— Поделитесь впечатлениями от работы с детьми! Как вас встречают школьники, что это даёт лично вам? И наблюдаете ли вы тенденцию, когда дети меньше читают?

— Я чуть ли не каждый день провожу в школах, пока готовится выступление. Я всегда где-то сижу замаскированный в перемене, «в детях», и делаю вид, что я якобы «в телефоне», а на самом деле слушаю и смотрю, чем школьники занимаются, наблюдаю за ними. Поэтому перейду сразу ко второму вопросу: да, они не читают на переменах, как мы в своё время, в советское детство, они играют в игры! Дети действительно стали читать меньше, но те, кто читает, будут опорными маячками, сторожевыми, на которых держится культура чтения. Основная масса детей, насколько я понимаю, от этого процесса отходит. Наверное, сожалеть об этом не надо, хотя мы знаем, что чтение отлично структурирует мозговые и всякие душевные дела. Но время не обманешь, такова реальность.

— Вы называете себя «папой Смешариков» и, конечно, уже не раз рассказывали о том, как вы придумывали этих персонажей. Вы устаёте от этого вопроса, или же всегда найдётся новая история, связанная с историей создания?

— Насчёт «папы Смешариков» — я так себя не называю. Так, наверное, титры сериала представляют нам авторов идеи и дают пять фамилий: две фамилии художников, две фамилии продюсеров и одну фамилию писательскую, что логично наводит на мысль, что текстовое содержание лежало на мне. И написание первых заявок, и написание первых сценариев, и разработка персонажей. Хотя мы сидели всей группой, обсуждали, а потом я всё сформулировал на бумаге. Важно было продумать все реакции персонажей, их характеры, настроение, чем они похожи друг на друга, а чем отличаются.

Вряд ли я что-то новое расскажу, потому что об этом уже много написано. Даже вышла целая книга. 

 

Для меня настоящий кайф — это видеть, как оживают персонажи! Например, как бульдог превращается в медведя Копатыча. Мне нужно было придумать имя медведю, который в огороде копается… Потапыч уже был, вот и появился Копатыч. Неологизмы — мой конёк

 

Самое интересное в такой работе — это то, что на старте ты ещё не знаешь, во что всё превратится в итоге. Корабль плыл в тумане к неизвестному берегу, берег постепенно обретал очертания и из чего-то причудливого превращался в конкретное, которое позже узнали все.

Создав всю базу, передав её в работу команде сценаристов во главе с Алексеем Лебедевым, я уже больше занимался делами как креативный директор: разработкой рекламы, маркетинговых и игровых акций и так далее.

— Вы давние друзья с «Детской литературой»: давайте расскажем нашим читателям, с чего началось сотрудничество?

— Это действительно так, потому что «Детская литература» — это старейшее издательство в нашей стране. Долгие десятилетия оно было единственным: в советское время других, собственно говоря, и не было. И начало моей писательской карьеры уходит в те же времена — одна из первых моих книг вышла в 92 году в питерском отделении издательства. Я не думаю, что кто-то из сегодняшних писателей может похвастаться такими давними связями с ДЛ. Кстати, книга называлась «Бесконечный караван».

— Какой, на ваш взгляд, должна быть детская книга сегодня?

— Сегодня, к сожалению, очень много издательств, которые поставлены в коммерческие рамки. Они меньше заботятся о том, чтобы книга призывала к чему-то светлому, умному, глубокому. Поэтому, например, то, что издательство «Детская литература» печатает серию лауреатов Михалковской премии — это одно из свидетельств того, что оно как раз думает о том, чтобы книги воспитывали и не были пустыми. Это не просто чтиво, чтобы занять время, а то, что оставляет след в душе человека. Поэтому книга должна быть не пустой, книга должна оставаться в памяти.

— Кто из героев Котофеевки за время работы над серией стал вашим любимчиком и почему? Какая история из трёх самая любимая?

— Насчёт любимого героя — наверное, это Васька-почтальон, который в книге «Кошки-мышки» хитрым образом спровадил мышей восвояси.

— Поделитесь творческими планами: о чём мечтаете, какие цели видите? Вы видите себя как писателя и поэта? Или же в новой профессии? Может быть, вы работаете над созданием новых персонажей?

— Дело в том, что создание новых персонажей — это целая история, которая касается не только тебя.

Конкретно у меня нет никаких творческих планов, да и не было особо. Поясню. Например, те же «Смешарики» — это не мой творческий план. «Смешарики» — это команда, частью которой я являюсь. Я в этом проекте и немного писатель, и немного сценарист, и так далее.

Ещё, например, я сделал много игр, даже больше, чем книг. Причём игр не только настольных, но и компьютерных. А для «Фиксиков» на протяжении двух лет я делал ФиксиПарк — это такие очень интересные аттракционы, интеллектуальные, но из-за финансового кризиса проект, к сожалению, заморозили.

Поэтому, когда речь идёт о каком-то проекте, тут человека бесполезно спрашивать, какие у него планы. Всё зависит от большой команды, от запроса, от продюсера. Продюсер говорит: нужно придумать персонажа. И я придумываю.

А то, что я сам делаю для себя, так я всё вместе делаю: то песенку напишу, то сам мультик сделаю, то попытаюсь нарисовать что-то. Но это просто для себя, это не проект, а времяпрепровождение. Так что планов особо нет, но я всегда открыт для творчества.

Автор

Редакция