Статья7 минут

Женщины и женственность в романе Миэко Каваками «Летние истории»

Последние несколько лет российские издатели стали активнее интересоваться произведениями рынка азиатской литературы. Теперь неискушённый читатель гораздо чаще встречает имена азиатских писателей в списках ежемесячных новинок, а у молодого поколения талантливых авторов появился шанс выйти из тени Харуки Мураками на мировой арене. Одной из таких айдору (восходящих звёзд) является японская писательница Миэко Каваками, лауреат премии Рюноскэ Акутагавы. Её роман «Летние истории» в России выпустило издательство «Синдбад».

 

О чём пишет Каваками в «Летних историях»? 

Роман «Летние истории» (в оригинале Breasts and Eggs) композиционно разделён на две части. Между событиями первой и второй части проходит практически 10 лет. Обе написаны от лица главной героини Нацуко Нацумэ. Иероглиф «нацу» в японском языке означает «лето», благодаря чему в русском названии романа получается забавная игра слов.

Сюжет книги

Нацуко переехала из Осаки в Токио, она начинающий писатель — вот уже несколько лет работает над романом. Нацуко ждёт в гости старшую сестру Макико с племянницей-подростком. Каваками с первой главы даёт читателю понять социальное положение своих героинь — это женщины, выросшие в бедной семье, воспитанные женщинами, вынужденные полагаться только на себя и друг на друга. Довольно быстро выясняется истинная причина приезда Макико в Токио — она хочет увеличить себе грудь и буквально одержима этой идеей, из-за чего её дочь Мидорико уже полгода не разговаривает с ней. Кстати, Мидорико тоже переживает непростой период в жизни: в её теле происходят перемены, она к ним не готова и не знает, как на них реагировать.

Кажется, что вторая часть романа мало связана с первой. Её фабула основана на желании Нацуко завести ребёнка, отсутствии у неё партнёра и репродуктивных правах женщин в Японии. Однако и в первой, и во второй части Каваками пишет о проблемах, с которыми сталкиваются женщины под давлением общества. Первая — восприятие собственного тела, реакция на перемены, происходящие в нём, и отношение к своей индивидуальности. Вторая — материнство и принятие решения о рождении ребёнка. И третья — общественная и государственная поддержка, а значит, социальная защищённость женщины.

Достаточно ли желания женщины для принятия решения? 

Основные персонажи романа Каваками — женщины. Хотя главной героиней и является Нацуко, автор умело вплетает в своё повествование сложный набор переживаний, которые испытывают другие героини.

Например, в самом начале романа Макико и Мидорико не разговаривают, они общаются с помощью ручки и блокнота, который девочка повсюду носит с собой. Личный дневник Мидорико — это единственный способ для читателя узнать о тех вещах, которые её тяготят: волнение, вызванное наступлением половой зрелости, непонимание и неприятие социальных стандартов красоты.

Каваками предлагает читателям вместе с её героинями подумать над тем, что значит быть женщиной, чего женщинам разрешено хотеть и какие методы им необходимы для достижения этих желаний. К этим темам автор обращается и всю вторую часть романа, в которой Нацуко понимает, что хочет стать матерью.

Мы видим, что её стремление к материнству не соответствует общепринятым нормам и представлениям о семье. У Нацуко нет постоянного партнёра, она не получает удовольствия от физической близости, поэтому начинает изучать всю доступную информацию об искусственном оплодотворении. Всё это она держит в секрете от большинства знакомых и родных, а когда открыто говорит о своём решении, то сталкивается с непониманием. Кто-то считает решение Нацуко быть матерью-одиночкой безответственным; люди, родившиеся в результате искусственного оплодотворения и пережившие борьбу за собственную идентичность, говорят ей о том, что она не имеет права поступать так с будущим ребёнком; другие просто отрицают её желание быть матерью только потому, что она решила пойти нетрадиционным путём. Позже же Макико принимает желание сестры и поддерживает её.

Однако читатели видят, как Нацуко идёт навстречу своему желанию стать матерью и борется со всеми внешними барьерами — идеологическими и социальными. Несмотря на то, что героини романа часто ссорятся и вступают друг с другом в дискуссии, за их разговорами практически всегда скрывается чувство понимания и даже принятия. Даже если Нацуко не согласна с другим персонажем, она всегда пытается проанализировать его поступки и понять, что им руководит.

Например, когда Макико зацикливается на своём желании установить грудные импланты до такой степени, что её отношения с дочерью Мидорико становятся натянутыми, Нацуко говорит:

С другой стороны, не мне об этом судить. Я уехала в Токио, живу одна. Какое у меня право давать ей советы по воспитанию дочери? А она мать, и ей виднее

Вопрос о том, можем ли мы судить друг друга, быть на месте друг друга, будто звучит на протяжении всего романа, даже в тех ситуациях, когда читателю кажется, что персонаж неправ. Даже грудные импланты, с помощью которых можно легко манипулировать самооценкой определённой группы женщин, кажутся вполне оправданным решением. Хотя у Нацуко есть своё мнение по этому поводу, подобные ситуации всегда представлены в более широком социальном контексте. Из-за сложной ситуации в семье Макико пришлось бросить школу и работать, чтобы содержать семью, что определило курс большей части её жизни. В контексте шаткого финансового положения Макико, её желания обеспечить свою дочь грудные импланты становятся неким символом, который потенциально может повысить её самооценку, сделать более привлекательной, даже если ей одной так кажется.

На ком лежит ответственность за принятие решения о рождении ребёнка? 

Что значит быть матерью? Кто имеет право принести жизнь в этот мир? Является ли материнство эгоистичным поступком, и если да, то так ли неправильно быть эгоистичным? Что чувствует ребёнок, появившись на свет? Все эти вопросы поднимаются в «Летних историях».

Сомнения Нацуко стать матерью связаны со многими вещами, в том числе с её опытом общения с людьми, рождёнными с помощью искусственного оплодотворения. Они делятся с ней собственным болезненным опытом: они не знают, кто их настоящий отец, они пережили предательство от родных, которые всю жизнь их обманывали, некоторые из них уверены, что принимать решение за ребёнка — высшая степень эгоизма.

Несколько персонажей настаивают на том, чтобы Нацуко ответила на вопрос, почему она хочет ребёнка. В конце концов она говорит, что просто хочет ребёнка, хочет встретиться с ним, знать, кем он будет. Она не может предложить иного объяснения, кроме того, что она хочет того, чего хочет, и одного этого должно быть достаточно. Женщина может принять решение самостоятельно.

 

Несмотря на то, что в своих интервью Каваками говорила, что не писала феминистский роман, её книга вышла довольно злободневной. Автор рисует героинь, которые стремятся разрушить стереотипы и преодолеть социальные барьеры на пути к собственному счастью — в чём бы оно для них ни заключалось.
 

Автор