24 мая 2024Статья5 минут

Трилогия Гюнтера Грасса о городе, которого больше нет

В 1999 году уроженец Вольного города Данцига (современный Гданьск, Польша), писатель и скульптор Гюнтер Грасс получил Нобелевскую премию по литературе за «игриво-мрачные притчи, рисующие забытое лицо истории». И первой такой притчей Грасса стал дебютный «Жестяной барабан», за которым позже последовали другие части «Данцигской трилогии» — «Кошки-мышки» и «Собачьи годы». Эти книги Гюнтера Грасса, на разные голоса рассказывающие о разных персонажах, объединены особой гротескной манерой и эпохой — становления и краха германского нацизма. 

…литература несёт в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и всё во имя рода человеческого, — Гюнтер Грасс, отрывок из Нобелевской речи.

В повествовательной ткани, искусно скроенной писателем, реальность порой искажена, пороки преувеличены, а достоинства низвергнуты. Герои Грасса выступают в созданном им театре абсурда, но в их игре нет натуги и фальши: негромкая чудовищность происходящего скрадывается игривостью, одновременно подчёркивая, какое тяжёлое похмелье ждёт опьянённого ролью сверхчеловека.

О чём произведение «Жестяной барабан»

Город-государство Данциг, по итогам Версальского договора не принадлежавший ни Польше, ни Германии, действительно существовал в документах и на картах без малого двадцать лет между завершением Первой и началом Второй мировой войны. Относительно спокойное, словно застывшее, время между двумя катастрофами и стало основной метафорой романа «Жестяной барабан», протагонист которого Оскар Мацерат в трёхлетнем возрасте пообещал, что никогда не вырастет, и сдержал своё слово, о чём охотно сообщает читателям в своих записках. Впрочем, можно ли верить человеку, ведущему летопись города, которого больше нет, на писчей бумаге, которую автору поставляет прямо в палату санитар психиатрической клиники? 

Плутоватый карлик Мацерат с извечным жестяным барабаном на шее родился с сознанием взрослого человека: ему скучно, мещанский быт родителей угнетал его ещё в утробе матери, горожане видятся ему туповатыми и нечистыми на руку. Оскар провоцирует их на дрянные поступки и выступает постоянным возмутителем спокойствия. А в это время над миром сгущается новая беда — крепнет и поднимает голову новый режим, и грохот кованых каблуков солдатских сапог вот-вот подступит к Вольному городу. И поначалу этот звук едва различим из-за горластого мальца, отчаянного колотящего в свою любимую игрушку.

«Кошки-мышки»: новелла о разочаровании

Главный герой новеллы «Кошки-мышки» Йоахим Мальке жертва жестокой проделки: его товарищ по детским играм Пиленц бросил на шею Йоахима кошку, принявшую его вечно дёргающийся, довольно выдающийся кадык за мышь. Впрочем, Пиленц, от которого читатель узнаёт эту историю, рассказчик не более надёжный, чем Оскар Мацерат. Его воспоминания довольно противоречивы. По его словам, Мальке рьяно религиозен, но при этом мечтает выступать в цирке, а однажды, одержимый идеей обладания, крадёт высокую награду, почётней которой просто не бывает, её дают за исключительные заслуги перед отечеством. И даже исключение из школы не возвращает Йоахима на праведный путь. 

Дева Мария уступает место железному кресту, и теперь вся жизнь взрослеющего Мальке сосредоточена на служении высокой идее, в которой без подсказок легко угадывается реваншистская тоска по утраченному величию нации. Но вскоре оказавшись в окопах Второй мировой, Мальке постепенно разочаровывается в годами пестуемых идеалах, да и, возвращаясь в родной город как ветеран, желанного признания у гражданских он не получает, а после и вовсе скрывается ото всех на подтопленном, как и его когда-то неистовая вера, тральщике.

Последний роман трилогии: «Собачьи годы»

Роман «Собачьи годы» завершает трилогию, подбивая неутешительный итог под эпохами, вновь и вновь проживаемыми читателями вместе с персонажами Грасса. Как ни крути — не было добрых времён в Вольном городе Данциге, одни жители которого метелили других, а третьи наблюдали за этим, раз за разом получая травму свидетеля. Немец Вальтер и еврей Эдди дружат с детства, но собачьи годы растаскивают их в разные стороны: и вот уже один служит Вермахту, второй шьёт пугала из мундиров штурмовиков. Эта дружба начинается пацанской дракой и завершается взрослым мордобоем: Вальтер силён не только физически, он знает своё никем не оспоримое право быть лучше и правее, быть свехчеловеком, а не унтерменшем. Есть в этой истории летописцы — Брауксель и Харри, есть кузина Тулла, воплощённое зло. И, когда все роли между преследователями, жертвами и очевидцами распределены, 

Одомашненные собаки демонстрируют отказ от возвращения к волчьей натуре. Возвышающая себя нация расчеловечивает назначенных низшими, попутно расчеловечиваясь самостоятельно. Собачьи годы не щадят никого, но вывернутый наизнанку кошмар, абсурдный в символах и образах, выписанных Грассом, раздувается и представляется нелепым до смешного. Эта смелость смотреть собачьим годам в оскаленную пасть манифестирует торжество не фольклорной доброты, но библейского гуманизма. Кому, как не писателю и скульптору Гюнтеру Грассу, уроженцу Вольного города Данцига, успевшему на несколько месяцев побыть юным солдатом умирающего Вермахта, отмерять силу этой смелости и глубину этой пасти.

Автор

Анастасия Шевченко