04 декабря 2024Интервью12 минут

Как оживает детская книга: разговор с иллюстратором Екатериной Путиловой

Екатерина Путилова — иллюстратор книг «Домовёнок Ом и друзья», «Приключения собаки Мурки и кота Полкана, рассказанные Мишей Пуговкиным», «Новогодний калейдоскоп и легенды Дрыгунца» и других. Решили поговорить с художницей о её творчестве, особенностях профессии, любимых книгах и том, как иллюстрации помогают оживлять детские книги.

 

— Расскажите про ваше детство! Какой была маленькая Катя, о чём мечтала, чем любила заниматься?

— Маленькая Катя была человеком сильно увлечённым и очень производительным. Её страшно манили тексты, читать она научилась рано и сама, а писать всевозможные истории начала сразу, как только стали получаться буквы. Помню, была у нас печатная машинка, и я, совершенно счастливая, печатала на ней некие обрывки из какой-то повести про кота, которые придумывала на ходу. 

Потом пошли рассказы и повести о животных, меня даже звали на радио рассказать про свои «книги», как я их называла. Ближе к концу школы начались серьёзные длинные повести, почти романы. Опять звали на радио — тогда я рассказывала ещё и про свои сны. Они у меня всегда были насыщенные, красочные, давали много материала для текстов. В университете я писала короткие рассказы с глубоким смыслом, состряпала сборник стихов. Было и несколько мистических повестей, одна из них полностью состояла из кусков моих снов, связанных общих сюжетом.

Кроме этого, маленькая Катя любила танцевать, ей пророчили карьеру балерины, отдали в школу искусств, но с хореографией как-то в итоге не сложилось — не вдохновляло. До 9-го класса были увлечения различными видами танцев, а потом я стала готовиться к поступлению в университет на художественное отделение, и танцы закончились. Началась уже другая школа искусств — теперь с обучением рисунку и живописи. Рисовать я тоже, надо сказать, любила с самого начала.

— Какая книга была любимая в детстве? Есть ли какая-то история, связанная с ней?

— Наилюбимейшей книгой была «Алиса в стране чудес» Кэрролла. У нас было шикарное издание этой книги — толстенный том с рисунками Тенниела со множеством примечаний относительно текста и биографии автора. Там были и многочисленные рассуждения о математической модели мира, и отсылки к истории Англии, и исходники стихов на английском, и многое другое. Я зачитывала её до дыр. Не так давно купила подарочное издание этой книги, где также подробно описаны Викторианская эпоха и традиции тех времён.

Также у меня был любимый комикс — «Сага о лесных всадниках» в пяти частях. Мне его купили случайно, и начала читать я его со второй части. Спустя какое-то время нашла и прочитала третью и четвёртую, а пятую и первую долго не могла отыскать. Это было что-то настолько увлекательное и захватывающее, что я погрузилась в историю с головой. Я мечтала, что герой саги — дикий эльф на волке, необузданный и некультурный, но наивный, как ребёнок, — однажды прискачет за мной, и мы уедем с ним в закат. Я решила, что это будет, когда мне исполнится 15 лет — мне казалось, что это самый удачный возраст, чтобы прельстить эльфа, ведь я буду уже вполне взрослой, но ещё не совсем старой. Но когда в 15 лет эльф за мной не приехал, я не особо расстроилась.

— Вы в своём телеграм-канале рассказывали немного о себе, и у вас такая интересная биография! Даже успели пожить в другой стране. Какие самые яркие впечатления от такого опыта?

— Да, как-то так получилось в моей жизни, что я умудрилась побывать в совершенно противоположных точках света и даже кое-где немного пожить.

Для начала мы с подругой уехали в Америку в рамках студенческой программы после третьего курса. Там мы сами искали себе жильё и работу, в результате чего 4 месяца жили на берегу Атлантического океана и рисовали шаржи в курортном городке Мёртл Бич в Южной Каролине. Звучит романтично, но мне не особо понравилось. Там был не тот климат, не те люди и не та атмосфера, хотя временами было забавно

На протяжении последних лет обучения в университете я целенаправленно искала своего духовного учителя, поскольку вопросы смысла и природы всего вокруг чрезвычайно волновали меня с самого детства. Мне повезло — я встретила настоящего буддийского ламу, и с тех пор все мои путешествия были связаны с буддийской практикой. Я побывала в Германии, Польше, Испании, Венгрии, Беларуси, Латвии, Израиле. Три раза ездила в Индию и прожила там в общей сложности три месяца. В Непале мне понравилось больше — там совершенно прекрасные люди, милые, скромные и всегда готовые бескорыстно помочь.

После окончания университета я оказалась в Москве, где прожила 8 лет. Я работала дизайнером и художником, но в какой-то момент внезапно обучилась на грумера — тот, кто красиво стрижёт собак. Это стало моей профессией на последующие пять лет. Моей специализацией были самые трудные «пациенты», от которых отказывались все остальные мастера. Я искала подход к каждому животному, постоянно тренируя сочувствие и терпение. Мне везло на заказчиков — всё это были прекрасные добрые люди с отличным чувством юмора. С утра до вечера я бегала по Москве, подстригая собак, а по ночам рисовала иллюстрации и продавала их на стоках.

Однако в 2019 году, как раз перед началом пандемии, все обстоятельства моей жизни сложились таким образом, что я вернулась в Ижевск, где оставила карьеру грумера и полностью переключилась на иллюстраторскую деятельность.

— Какая книга была первой, для которой вы сделали иллюстрации?

— Это была книга «Хоумтерапия. Как перезагрузить жизнь, не выходя из дома» Натальи Будиловой, выпущенная издательством «Эксмо». Там были графичные чёрно-белые иллюстрации — смешные и почти все с котами.

— Была ли профессия иллюстратора мечтой? Может быть, вы мечтали сделать иллюстрации для какой-то конкретной книги?

— Конечно, я хотела проиллюстрировать «Алису» Кэрролла. Даже однажды нарисовала к ней пару иллюстраций — просто так, для себя. Ещё хочется оформить большую квадратную книжку с крупными элементами в иллюстрациях.

— Давайте попробуем сформулировать три правила современного художника детской книги? Что должен уметь иллюстратор сегодня, чтобы быть востребованным и известным?

— Наверное, чтобы стать известным, надо оформить много книг и быть узнаваемым. Несомненно, надо иметь свой стиль и вкладывать в него нечто большее, чем просто «красивость». Милоту рисуют сейчас многие, однако востребованные иллюстраторы — не только про красоту, но и про смысл, своё видение вещей.

Если говорить о правилах, то, во-первых, надо много работать. Я не верю в талант и «курсы художника за 5 занятий». Чтобы научиться, надо постоянно учиться. У меня высшее художественное образование, но этого недостаточно, чтобы стать хорошим иллюстратором. При этом без основ, я считаю, тоже никуда. Должна быть база, которая уже проникла в подсознание и на которой можно строить всё остальное.

Во-вторых, нужно постоянно учиться у других иллюстраторов, смотреть много хорошо оформленных книг, замечать приёмы и способы оформления. Я подписана на множество пабликов и авторов, чьи работы мне ужасно нравятся, и я постоянно пытаюсь понять, что именно делает их такими привлекательными?

А в-третьих, важно, чтобы моя работа вызывала восторг у меня самой. Только удовольствие от того, что ты делаешь, даёт постоянный приток энергии и помогает вкладываться в это полностью. Если я чувствую, что мне становится тяжело и скучно рисовать картинку, значит, я что-то делаю не так. Конечно, спустя время я смотрю на свои старые работы и вижу, что можно было сделать лучше, потому что опыт постепенно растёт. Но в самый момент создания иллюстрации обязательно должно быть ощущение, что это — лучшее, на что я способна.

— Как вы считаете, что важнее для иллюстратора: опыт, насмотренность или постоянная учёба?

— Я думаю, всё вместе. Это неотделимые друг от друга вещи.

— Что вас вдохновляет?

— Вдохновляет вообще всё — другие художники и просто творческие люди, например керамисты. Также вдохновляют люди, которые хорошо делают своё дело и любят его. Вдохновляет природа вокруг, пейзажи, натюрморты. Я регулярно фотографирую то, что вижу, чтобы потом на досуге нарисовать это.

Вдохновляет моя мама — своей неиссякаемой энергией и неизменным юмором. А также вдохновляет мой муж. Он дизайнер с огромным опытом и безупречным вкусом. Я не люблю изучать что-то новое, а он постоянно этим занимается и постоянно применяет новые знания в жизни.

— Ваши любимые иллюстраторы? Может быть, есть учителя — кто-то, на кого вы всегда смотрите и впечатляетесь?

— Любимых иллюстраторов на самом деле много, могу перечислить нескольких:

  • Это Виктор Чижиков — потрясающий советский и российский художник-карикатурист, автор рисунков в «Крокодиле» и множестве детских книг. Я обожаю выражения лиц его персонажей и восхищаюсь композицией работ.
  • Также Игорь Олейников, конечно же. Я скупаю книги с его иллюстрациями и страстно дышу над ними, вглядываясь в страницы.
  • Есть прекрасные художницы сёстры Кендель — я пищу от восторга, когда вижу в соцсетях очередные их работы. Так просто и так классно.
  • Непомнящий Дмитрий и Попугаева Ольга — безусловно крутые мастера, их работы просто поражают проработкой деталей.
  • Машу Пряничникову люблю — у неё очень колоритные работы, а также Рину Зенюккоты у неё прекрасные.

— Что для вас хорошая книга для детей?

— Для меня на первом месте, несмотря ни на что, всегда стоит текст. Книга должна читаться с удовольствием. Если в книге ещё и хорошие иллюстрации — это замечательно. Если же текст в книге сам по себе не слишком интересен, то иллюстрациям остаётся всё вытягивать. Тогда они обязаны быть превосходными.

— Если порассуждать с точки зрения покупателя, то как вы выбираете книгу? Если по иллюстрациям, то есть ли критерии, или это чисто дело вкуса?

— Зависит от того, для кого и для чего я беру книгу. Если это нехудожественная книга, в которой важна информация, то оформление не имеет значения. Если я покупаю книгу ребёнку, то в первую очередь выбираю автора. Современные дети не очень-то читают, поэтому хочется, чтобы текст сразу влюблял в себя. Для себя я покупаю книги с шикарными иллюстрациями и любимыми текстами.

— Если есть мечты, не связанные с книгами, делитесь! Может быть, вы хотели бы расписать стены в детском театре? Или сшить кукол для кукольного театра?

— Шить кукол когда-то хотела — нас в школе сводили на экскурсию в закулисье кукольного театра, а ещё на уроках ИЗО в школе мы ставили кукольные спектакли, и я увлекалась этим. Наверное, поэтому теперь люблю шить игрушки. Люблю ткани, фурнитуру и то, что это делается без компьютера, так как рисую я без него редко.

Иногда хочется чаще писать картины масляной пастелью, устроить выставку, но как-то редко получается этим заняться.

В целом, мечтаю о том, что однажды стану настолько счастливой, что любой человек, который меня встретит, тоже сразу станет таковым

— Считаете ли вы, что книга — лучший подарок?

— Нет :)

— Предлагаю пофантазировать: вот вы отправляетесь в гости к старой школьной подруге, которую давно не видели. Вы знаете, что у неё есть дети: мальчик и девочка, погодки, им по 8 и 9 лет. Какие книги вы купите в подарок?

— Ну это, конечно, сильно зависит от увлечений мальчика и девочки. У меня есть две племянницы, обе живут в Канаде, и старшая профессионально увлекается лошадьми — так вот ей бессмысленно что-либо дарить, если это не связано с лошадьми.

Но если я, к примеру, не в курсе их хобби, то я бы купила обоим «Денискины рассказы» с хорошим оформлением и «Математику» Григория Остера — им бы понравилось.

— Последней на данный момент проиллюстрированной вами книгой стал «Домовёнок Ом и его друзья». Поделитесь с нашими читателями впечатлениями о книге! Появился ли у вас любимый персонаж за время работы? Кто рисовался легко и как будто бы сам?

— Интересная книжка вышла, на мой взгляд. Текст неординарный, в старорусском стиле, и тема глубокая, вечная, можно сказать. Прекрасные, живые персонажи с прописанными характерами — одно удовольствие было их рисовать. Они все рисовались сами, без лишних поисков, так как каждый прекрасно читается в тексте. Приятно, что формат книги чуть больше, чем обычно, — я люблю прорисовывать персонажей крупным планом. Мне кажется, получилось довольно красочно в итоге. Надеюсь, читатели тоже оценят.

— Спасибо большое за разговор! С нетерпением ждём новые книги!

Автор

Редакция