25 апреля 2024Интервью5 минут

Оксана Заугольная о «Мурмурации», страхах и творческом пути

Оксана Заугольная пишет фантастику и фэнтези для подростков, детские детективы, триллеры и хорроры. Её книги наполнены захватывающими сюжетами, раскрывающими мрачные тайны повседневности и притаившиеся в ней опасности. Поговорили с Оксаной о её детстве и том, как оно повлияло на творчество, узнали историю создания романа «Мурмурация» и о будущих творческих планах. 

— Оксана, здравствуйте. Вы часто пишете произведения в жанре хоррор: поделитесь с нами, какие ужасы оказали на вас наибольшее влияние и как это отразилось на вашем творчестве?

— Когда мне было лет семь, в нашем городе появился первый видеосалон. Вопросы цензуры или возрастного ограничения тогда никого не интересовали, и нашу городскую площадку сводили сначала на «Зубастиков», а потом на «Терминатора». «Терминатора» мы с другом уже предусмотрительно смотрели из-под стульев последнего ряда, но психика у меня несколько пострадала. Я сама догадалась убедить себя, что я не избранная и живу не в Америке, а значит, бояться терминатора и инопланетных зверьков не стоит. Но тут родители вечером смотрели фильм про маньяка с одинаковыми ножами и забыли отправить меня спать. Оказалось, сложно убедить себя, что маньяк не придёт именно к нам, — он же убивал кого попало! Так я уже в семь лет поняла, что обыденное и близкое гораздо страшнее, чем инопланетное или нереальное.

— Интересная история. Особенно интересно, как она нашла отражение в ваших произведениях. А есть ли в ваших работах элементы личного опыта или собственных страхов? 

— На самом деле я редко их использую. Я большая трусиха, но непроработанные страхи или травмы в книги не тащу. Получается, что бояться многого я не перестала, а значит, именно поэтому об этом не пишу.

— Любопытно, что вы всё-таки выбрали работать в жанре хоррор. А ваши собственные страхи и фобии влияют на ваших героев и сюжеты?

— Бояться того, о чём пишешь сам, сложно. Поэтому я руководствуюсь главным правилом — страшное в обыденном. Такое, как у всех. Твой страх у тебя за спиной, с тобой в лифте, наблюдает со спинки кровати. А что это будет — уже как вдохновение подскажет.

— Вы же пишете не только большие романы, но и рассказы. Расскажите, пожалуйста, что вас вдохновило на создание рассказа «Хвосты» из выпуска журнала «Рассказы» «Жнец тёмных душ»?

— Что меня вдохновило? У меня ужасно злая кошка. На самом деле я, как фольклорист, постоянно стараюсь расти над собой и читать по специализации. Изучала японскую мифологию, а она весьма необычна. Вот мне и захотелось перенести японского демона в наши реалии. Сделать его домашним. Милым... и особенно страшным. Сложностей не было, я писала текст с большим удовольствием.

— В ваших произведениях особенно интересно то, как в сюжет вплетается мифологичность. С каждой новой книгой это всё больше и больше впечатляет. А как вы оцениваете эволюцию своего стиля в написании ужасов?

— Я не уверена, что сильно эволюционирую как автор ужасов. У меня есть взлёты и падения, что-то читателям нравится, что-то нет. Я экспериментирую с другими направлениями. Больше физиологичности или меньше. Психологизм или всё сугубо на рефлексах. Меня не пугают собственные истории, так что я могу только надеяться, что читателю станет страшно.

— Оксана, ваши книги часто интересны людям разных возрастов, несмотря на то, что произведения можно отнести к YA‑литературе. Как у вас получается привлекать к хоррору и родителей, и подростков одновременно?

— Для меня вообще стало большим сюрпризом, что «Мурмурация» — это хоррор. Но да, отзывы в большинстве своём это подтверждают. Я вообще больше всего люблю писать именно для подростков, в моём детстве литературы для этого возраста практически не было, надо было сразу перескакивать во взрослую. Но это совсем не то же самое, что написанное специально для подростков. Подробно я говорила об этом на презентации «Мурмурации» на ММКВЯ (Московская международная книжная выставка-ярмарка). Главная тема «Мурмурации» для родителей и подростков одновременно — это, пожалуй, «семья должна быть одним целым». Если ты можешь довериться близким, ты можешь спастись. Не все люди такие, какими кажутся. Мир вокруг гораздо сложнее, и не стоит торопиться с исполнением желаний. Ведь вызванный демон может и появиться, только результат уже никому не понравится. Я по-настоящему горда тем, что многие читатели уловили ещё одну важную мысль: демоны и маньяки могут оказаться не так страшны, как обычные люди, соседи.

— Да, очень важно, когда есть возможность поговорить о прочитанной книге с близкими людьми. И очень здорово, что вы даёте такую возможность. Оксана, а как вы создаёте свои литературные миры?

— Обычно я не жду вдохновения, у меня нет на это времени, я сажусь и «призываю» его. Ныряю в текст. Другие жанры я пишу под музыку: для каждого жанра, а порой и отдельной книги, у меня есть свой плейлист. Кроме ужасов. Ужасы я пишу в тишине.

— А как бы вы описали свой путь от создания идеи до завершения хоррор-романа «Мурмурация»?

— Как долгий. Когда я придумала «Мурмурацию», я хотела написать её быстро, начала, и руки опустились. Поняла, что я не тяну. Несколько главных героев, сложные загадки внутри персонажей — мне просто не хватало уверенности. Я отложила поглавник с уже начатыми первыми главами на полгода, не меньше. Но постоянно мысленно возвращалась к героям. Вертела их и так, и эдак. А потом наконец села и написала за несколько месяцев. 

К этому моменту всё наконец оформилось. Меня долго пугали некоторые «вотэтоповороты» вроде финала, но за время «простоя» я поняла, что это будет именно так. Обыденное перевернётся изнанкой. Я по-настоящему сильно люблю эту книгу, и я рада, что в издательстве с ней обошлись так бережно. Прекрасный редактор внимательнейшим образом прочла текст и предлагала поправить только реальные промахи. А какая обложка и внутренние иллюстрации! Это всё делает текст объёмнее, дополняет, а не спорит с ним.

— У вас уже есть идеи, о чём бы вы хотели рассказать и чем поделиться в следующих своих работах? 

— Мне нравится работать с фольклором, как уже можно догадаться. Здесь у меня непочатый край, но ещё я хочу написать вторую часть «Мурмурации». Как говорится, поймите меня правильно: «Мурмурация» задумана и написана как однотомник, у неё есть, в общем-то, логический финал. Но время спустя я понимаю, что просто не могу оставить героев там, где они находятся сейчас. Кто читал книгу, должен понимать, о чём я говорю. 

К сожалению, сейчас со второй книгой у меня такая же ситуация, как с первой, — нет ощущения, что я готова взять и сделать. Пока что мы с текстом «зреем». Кроме того, одна из выживших к окончанию второй части героинь (ничего себе спойлер, да?) просит себе вбоквелл. Сюжет в нём весьма тривиальный, но я буду ставить на исполнение и «вотэтоповороты». И на героев. Я их всех уже знаю и люблю. Поэтому да, выживут не все. Тяжело быть героем у автора хорроров! 

— Оксана, спасибо большое вам за разговор. Было очень интересно!

Автор

Полина Лазарева