28 февраля 2024Статья4 минуты

Балтийская мифология в фэнтези «Огневица»

Когда речь заходит о мифологических мотивах в фэнтези, у большинства из нас в памяти всплывают самые известные их источники. Про славянскую, скандинавскую, древнегреческую, египетскую мифологии хоть краем уха, но слышал каждый. Но ведь помимо них в мире существует огромное количество самых разных верований, которые могут служить чудеснейшим источником вдохновения для писателя, задумавшего создать собственный мир. Для меня таким источником как раз и послужила мифология балтов — по большей части литовская и латышская.

 

Познакомилась с нею я благодаря творчеству художницы Дианы Ренжиной. Диана живёт в Риге и создаёт потрясающие сюжеты, искусно совмещая сказочность, мистику и какое-то особенно чуткое восприятие мира.

Идея Беловодья — страны, в которой происходит действие «Огневицы», — давно уже витала где-то рядом и просилась стать полноценной историей, но мне всё время не хватало каких-то деталей, маленьких скрепок, которые помогли бы сделать этот мир зримым. Такими скрепками как раз и стали былички и поверья о раганах и лаумах, боге Перкунасе и чёрте Вельнасе, духах, похожих на клубок чёрного дыма, и нежной Сауле, воплощении солнечного света и торжества жизни. Какие-то из этих образов перекочевали в книгу почти неизменными, какие-то я переиначила на авторский лад, постаравшись сохранить при этом их суть. Давайте познакомимся с ними поближе.

Рагана в балтийской мифологии — это родственница славянской ведьмы. Точно так же она ведает и может управлять силами, простому человеку недоступными. Но рагана — ведьма домашняя. Она не стремится захватывать мир, колдует по бытовым вопросам, может как навредить, так и помочь в беде. Внешне рагана абсолютно ничем не отличается от обычного человека, а дар её может проснуться в любой девочке или взрослой женщине. В мире «Огневицы» раганы — ведьмы-целительницы, и отличительный знак у них всё же есть — белые волосы.

Если раганы — ведьмы, то кто же такие лаумы? 

Лаумы — свита богини Лауме. В эпоху расцвета язычества Лауме считалась богиней земли и родов. Её сила была связана с водой, камнями и прядением. Со временем статус Лауме понизился и так стали называть злого духа, летающего по небу и насылающего кошмары. Вода, сны, медицина — три дара богини, которыми я наделила лаум в своей книге. Но эти же три дара стали и их проклятием.

Божественный пантеон Беловодья состоит из светлой и тёмной половин. Светом заведуют Перкунас и Сауле, тьмой — Вельнас и Гильтине. Образы Перкунаса, Сауле и Гильтине очень близки к оригиналу, а бальтийский Вельнас — это хорошо всем знакомый чёрт. В книге же он получил повышение до уровня бога. А как изменились остальные?

  • Перкунас стал богом-громовержцем, покровителем ремёсел, особенно кузнечного дела, хранителем дома, порядка в быту. Его время года — лето. Его символы — кузнечный огонь, золотая кольчуга, огненные псы и кони. О человеке с рыжими волосами говорят, что он благословлён Перкунасом.
  • Сауле превратилась в богиню — покровительницу лекарей, путешественников, брака и стала супругой Перкунаса. Она защищает в дороге путников, оказавшихся далеко от дома. Благоволит любопытству, жажде знаний, стремлению к новому. Её время года — весна. Её символы — белые цветы (особенно водяные лилии), янтарь, радуга.
  • Вельнас стал владыкой Подземного мира, богом снов, видений, лжи, дурмана, тонких оттенков чувств, выбора и случайностей. Покровителем всего незримого и эфемерного, в том числе алхимии, астрономии, лицедейства и искусства, правителем и защитником Нави. Его время года — осень. Его символ — двусторонняя монета, где одна сторона плачет, другая смеётся.
  • Гильтине обернулась богиней ночи, перевоплощений, тайны, страсти, сильных чувств. Она стала супругой Вельнаса, защитницей рожениц и детей до года (из-за их близости к навьему миру), покровительницей любви во всех её проявлениях. В то же время именно ей возносят молитвы за усопших. Её время года — зима. Её символы — ночь, серебро, луна.

Ещё один представитель высшего пантеона дал своё имя касте огненных колдунов-дейвасов. Вдохновил на их образ бог Диевас — он считался повелителем неба, света, творцом жизни. Ну а дейвасы стали её защитниками: их дар огня помогает оберегать Беловодье от всяческой нечисти.

Не только среди главных действующих лиц, но и среди более скромных мифологических существ тоже встречается несколько образов, перекочевавших из балтийской мифологии. Например, бардзуки и слогутисы. Бардзуки — родственники гномов, маленькие человечки, живущие под землёй и хранящие там пиво, снедь и всяческие богатства. А слогутисы — это души умерших до срока людей, одержимые ненавистью ко всему живому. Слогутисы выглядят как чёрные клубки, преследующие человека. Если слогутис догонит жертву, то навалится на неё и задушит.

Удивительным образом балтийская мифология совмещает в себе черты своих сестриц — европейской и славянской, поэтому при знакомстве то поражает тем, насколько знакомой и понятной кажется, то, напротив, удивляет самобытностью и необычностью. Неизменным остаётся одно: понимание, как много всего ещё не узнано и не изучено и как много интересного можно почерпнуть, если выйти за рамки привычных маршрутов. Поэтому тем, кто только ступает на дороги Беловодья, желаю хорошего путешествия, а тем, кто ищет вдохновения, желаю обязательно его отыскать. В добрый путь — и лучом золотым вам дорога, как говорят в мире «Огневицы»!

Автор

Редакция