06 декабря 2024Статья5 минут

За что мы любим «Ведьмака»

В Польше вышла первая за более чем десять лет новая книга Анджея Сапковского. Предыдущий его роман, «Сезон гроз», увидел свет в 2013 году, и с тех пор писатель не радовал своих поклонников новинками. Свежая книга Сапковского называется Rozdroże Kruków («Перекрёсток воронов») и рассказывает о молодости ведьмака Геральта. Пока нет официальных новостей о её выходе на русском языке, решили напомнить, за что любим оригинальный цикл. 

 

За отличные повести

Приключения Геральта начались с серии повестей, которые входят в два сборника, — «Последнее желание» и «Меч предназначения». Каждая из повестей рассказывает о том или ином эпизоде из жизни охотника на нечисть, ведьмака Геральта. Представители этой профессии в мире Сапковского любовью простых людей не пользуются. Те откровенно побаиваются ведьмаков и стараются не иметь с ними дел. Но монстров они боятся ещё больше, так что остаться без работы Геральту не грозит.

Повести объединены протагонистом, и в них появляется ещё несколько персонажей, которые кочуют из истории в историю. Но при этом повести обладают вполне законченными и самодостаточными сюжетами, и только в нескольких из них писатель закладывает фундамент для дальнейших событий цикла.

В этих повестях Сапковский демонстрирует умение, укладываясь в небольшой объём, рассказывать динамичные, эмоциональные и насыщенные лихими поворотами истории. Кроме того, эти повести богаты на тонкие культурные аллюзии, и нередко писатель изящно обыгрывает классические сказочные сюжеты — например, о Белоснежке и семи гномах или джинне, исполняющем желания.

За обилие колоритных героев

Анджей Сапковский — настоящий мастер выписывать многогранных, живых и западающих в душу персонажей. Таков, конечно, сам Геральт, в котором изрядный цинизм и стремление держаться подальше от проблем, которые не сулят выгоды и не касаются его близких, сочетается со способностью к сочувствию и редкой верностью тем, кто ему дорог. Ради них он без колебания рискнёт собой и свернёт горы.

Но кроме него в цикле хватает и других великолепно прописанных персонажей. Кто-то, как легкомысленный и влюбчивый бард Лютик или могущественная чародейка Йеннифэр, которую связывают с Геральтом весьма непростые отношения, будет появляться на страницах книг Сапковского вновь и вновь и регулярно играть в их событиях значительную роль. Другие, как, скажем, таинственный Борх Три Галки или боевитая Ангулема, появляются в книгах сравнительно ненадолго, но всё равно успевают по-настоящему запомниться.

За романы эпического размаха

В повестях Сапковский предлагал читателям сравнительно камерные сюжеты, слабо связанные между собой. Но начиная с третьего тома, «Крови эльфов», автор изменил структуру цикла. На смену повестям пришли романы, и в них уже появился сквозной сюжет. Вернее — даже несколько.

Повествование по-прежнему сосредоточено на Геральте, но теперь ему уже не до охоты на монстров за звонкую монету. Он становится опекуном, а по сути дела даже приёмным отцом для необычной девушки Цири, которая способна сыграть важную роль в судьбе всего мира. Писатель выстраивает магистральный конфликт именно вокруг попыток ведьмака защитить Цири.

Но в романах Сапковский уже не ограничивается рассказом о приключениях героя. Он переплетает их с большой политикой, интригами магов и войнами, которые сотрясают мир. Вместе с этим возрастают и размах событий, и количество действующих лиц, так что любители масштабного фэнтези не будут разочарованы. 

За мрачный мир

Анджей Сапковский начинал писать во второй половине 80-х, когда в фэнтези чаще всего имелось чёткое разделение между добром и злом. Польский же писатель отошёл от этой традиции и выписал мир, в котором, как и в реальности, зачастую очень непросто отделить правых от виноватых.

Скажем, люди здесь притесняют более древние народы, у которых отобрали былые владения, и когда некоторые эльфы и краснолюды начинают вооружённую борьбу против захватчиков, вроде бы можно было бы им сопереживать… Но они используют методы, вызывающие настоящую оторопь и не позволяющие испытывать к ним симпатию.

Подобных примеров можно привести ещё немало. Мир «Ведьмака» жесток, в нём много крови, страданий и несправедливостей, и даже центральные персонажи не застрахованы от смертей. Мир Сапковского не из тех, в которых бы хотелось оказаться, но он отлично подходит для тех суровых историй, которые рассказывает польский писатель, и имеет все шансы прийтись по душе ценителям мрачного фэнтези.

За завершённость

Подчас циклы эпического фэнтези разрастаются сверх всякой меры, или авторы вновь и вновь возвращаются в свои миры, создавая сериалы, которые кажутся бесконечными. С «Ведьмаком» этого не произошло, и в 1999 году романом «Владычица озера» Анджей Сапковский завершил историю Геральта. Завершение цикла вызвало неоднозначную реакцию у читателей, но, кажется, никого не оставило равнодушным.

Поставив финальную точку в цикле, Сапковский зарёкся писать продолжения своей саги — и слово сдержал. Да, с тех пор он выпустил «Сезон гроз» и вот теперь «Перекрёсток воронов», но обе эти книги стали просто ответвлениями цикла, которые дополняют его и позволяют снова встретиться с полюбившимся героем. Так что у тех, кто предпочитает браться за законченные циклы, есть дополнительный повод обратить внимание на «Ведьмака».

Автор

Дмитрий Злотницкий