17 октября 2024Статья6 минут

Фантастические романы, которые «выросли» из рассказов

Наверняка многим при чтении интересных рассказов доводилось ловить себя на мысли, что вы с удовольствием задержались бы в их мире подольше, или о том, что, опираясь на идею вот этого рассказа, можно было бы написать полноценный роман, а то и цикл. Кажется, порой такие мысли посещают и самих авторов, после чего те возвращаются к своим коротким историям и на их основе создают новые произведения крупного формата. Примерами тому могут служить несколько отличных фантастических романов.

 

«Водяной нож», Паоло Бачигалупи

В 2006 году Паоло Бачигалупи, который ещё только делал первые шаги в фантастической литературе и был известен только произведениями в малой форме, написал рассказ «Охотник за тамариском». Он, как и многие другие истории автора, был посвящён будущему, в котором человечество столкнулось с серьёзными экологическими проблемами. Речь шла об изменении климата, из-за которого во многие регионы планеты пришла страшная засуха и вода стала ценнейшим ресурсом. Героем рассказа, как и намекает название, выступает человек, специализирующийся на борьбе с тамариском — растением, которое уменьшает количество речной воды, доступной людям. 

Впоследствии, уже будучи именитым и титулованным автором, Бачигалупи вернулся в этот мир с несколькими новыми рассказами, а также романом «Водяной нож». В нём на фоне выжженных жарой южных штатов Америки разворачивается напряжённый триллер с тремя яркими и запоминающимися героями в главных ролях. Ими стали шпион, которого послали в Аризону, чтобы разобраться в слухах о новом революционном источнике воды, журналистка, чьё острое перо создаёт эдакую хронику бед, выпавших на долю города, и беженка, живущая лишь сегодняшним днём. 

«2001: Космическая Одиссея», Артур Кларк

В апреле 1964 года режиссёр Стэнли Кубрик познакомился с писателем Артуром Кларком, которого ему порекомендовали как потенциального автора сценария для его нового фантастического фильма. Кларк дал постановщику почитать несколько своих рассказов, и тот посчитал, что один из них может послужить хорошей основой для будущей картины. Этим рассказом был «Часовой», посвящённый обнаружению на Луне таинственного монумента, явно созданного иной разумной расой.

Фильм «2001: Космическая Одиссея» ни в коем случае не был экранизацией этого рассказа — Кларк и Кубрик просто оттолкнулись от него и образа инопланетного артефакта, чтобы создать новую историю. Причём рассказана она была как на языке кино, так и литературы: параллельно с работой над фильмом Кларк написал и роман «2001: Космическая Одиссея», который стал одной из самых известных его работ в крупной форме. 

«Цветы для Элджернона», Дэниел Киз

Пробирающая до глубины души история, рассказанная на страницах «Цветов для Элджернона», стилизована под дневники умственно отсталого уборщика, который становится подопытным в экспериментальной операции. Та позволяет радикально повысить интеллектуальные способности героя, и мы видим, как буквально с каждой главой он всё увереннее владеет пером и лучше понимает окружающий мир. Увы, у этого впечатляющего достижения есть и оборотная сторона — произведение Киза вполне может служить иллюстрацией к поговорке «Во многой мудрости много печали», а эффект операции оказывается недолгим.

Когда Киз написал рассказ «Цветы для Элджернона», то первый журнал, в который его предложил писатель, попросил автора изменить концовку на счастливую. Автор отказался и опубликовал его в другом издании, а затем ещё несколько лет дорабатывал и расширял историю, чтобы получился небольшой роман. От него отказались пять издательств — опять же, из-за нежелания Киза изменять финал. Роман под тем же названием, «Цветы для Элджернона», впервые увидел свет в 1966 году, и с тех пор, благодаря регулярным допечаткам, ни разу не исчезал с полок магазинов. 

«Игра Эндера», Орсон Скотт Кард

В 1977 году Орсон Скотт Кард выпустил рассказ «Игра Эндера», посвящённый школе, где с помощью суровых игр готовили полководцев для будущей войны с инопланетянами. Спустя несколько лет фантаст решил написать роман, который впоследствии вышел под названием «Говорящий от Имени Мёртвых». Раздумывая над образом протагониста будущей книги, Кард вспомнил про Эндера и решил, что повзрослевший гениальный полководец отлично подойдёт для этой роли. Но прежде чем браться за «Говорящего», писатель вернулся к оригинальному рассказу, чтобы лучше раскрыть героя.

В итоге в 1985 году вышел роман, также озаглавленный «Игра Эндера», и в нём Кард не просто наполнил знакомую читателям историю новыми деталями и глубже погрузил их во внутренний мир Эндера — новая версия значительно прибавила в глубине, психологизме и драматизме, а мир здесь получил гораздо более детальную проработку. Хотя на счету Карда немало примечательных романов, именно «Игра Эндера» по сей день остаётся, пожалуй, его самой известной работой. 

«Укрытие», Хью Хауи

Хью Хауи относится к числу авторов, завоевавших успех благодаря развитию сетевого самиздата. В 2011 году он выпустил с помощью сервиса Kindle Direct Publishing рассказ «Холстон», который изначально не планировал продолжать. Действие истории разворачивалось в огромном подземном городе, построенном как убежище на случай глобальной катастрофы, которая и произошла, сделав поверхность планеты негостеприимным местом. В центре сюжета — местный шериф, который тоскует по умершей жене и потому решается на отчаянный поступок…

После того как рассказ завоевал в Сети нешуточную популярность, Хауи взялся писать другие истории о мире убежища, наполняя его новыми героями, конфликтами и загадками. Книги Хауи вскоре привлекли внимание и традиционных издателей, благодаря чему начали выходить в бумаге, и Голливуда — в 2023 году в сервисе Apple TV+ стартовал сериал с Ребеккой Фергюсон в главной роли, получивший тёплый приём у зрителей.

Автор

Дмитрий Злотницкий