23 апреля 2024Статья10 минут

Топ-10 лучших произведений Габриэля Гарсиа Маркеса: о любви и прочих книгах

Лучшие книги Габриэля Гарсиа Маркеса — те, что о любви. Вы можете возразить: «Но ведь почти все книги Маркеса о любви!» А мы возьмём и согласимся. И даже поделимся с вами списком из топ-10 произведений лауреата Нобелевской премии, в которых есть всё, что нужно для идеального вечера с книгой: магический реализм, одиночество в толпе, жаркие колумбийские метафоры и много, очень много страсти.

«Сто лет одиночества»

Тех, кто привык выбирать книги по отзывам, «Сто лет одиночества» может поставить в тупик: мнения о ней настолько противоречивы, что прийти к единому знаменателю кажется совершенно невозможным. Поводов для споров множество: запутанное семейное древо Буэндиа, перемежающееся между собой самым замысловатым образом, длинное полотно текста без единого абзаца и магический реализм, оставляющий больше вопросов, чем ответов. И всё же это один из самых красивых романов автора, ради которого он пожертвовал многим. 

Маркес в интервью для Esquire:

…У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии. Но чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерсе́дес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, всё, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо — огромные деньги. По округе пошёл слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим»

Читать Маркеса может быть непросто, но, погрузившись в его вселенную раз, оторваться от неё становится просто невозможно.

«Палая листва»

Повесть была написана в 1948 году — за 19 лет до появления главного романа Маркеса о семействе Буэндиа. Именно в ней впервые появляется деревня Макондо и культовый герой Маркеса — полковник Аурелиано Буэндиа. Глазами самого полковника, его дочери и внука мы наблюдаем 25 лет жизни деревни и её жителей, которые размышляют о смерти местного доктора.

«Полковнику никто не пишет»

Если вы хотите всего за сотню страниц понять, кто такой Маркес, прочтите эту повесть. В ней всё, за что читатели так полюбили автора: колумбийский колорит, ёмкие образы, символизм и бесконечное одиночество, спрятанное за язвительным слогом вредного старика, доживающего свой голодный век в ожидании письма с обещанной ему когда-то военной пенсией. В его образе тоже смутно проглядывается полковник Аурелиано Буэндиа, герой «Ста лет одиночества», с которым читатель познакомится только шесть лет спустя.

«Осень патриарха»

Представьте: диктатор, который живёт и правит, кажется, уже несколько столетий, дряхлый настолько, что никто не помнит его молодым, да и он сам иногда сомневается в собственном существовании, но никогда — в собственной власти. Он вершит судьбы, отдаёт приказы, умирает и воскресает, но не может перестать править. А ещё он очень устал, но, кажется, сама смерть не рискует приблизиться к нему, пробраться в его одинокий дворец, по которому бродят куры. 

Маркес создал один из лучших романов о диктатуре, главный герой которого — не обездоленный и угнетённый народ, не отчаянная оппозиция, а сам диктатор: старый, больной и обречённый на сотни лет одиночества.

А ведь он знал с самого начала, что его обманывают в первую очередь те, кто ему угождает, знал, что за лесть берут чистоганом, знал, что толпы, с ликованием славящие его и желающие ему вечной жизни, сгоняют силой оружия; всё это он знал и приучил себя жить с этой ложью, с этой унизительной данью славы, ибо в течение своих бессчётных лет не раз убеждался, что ложь удобней сомнений, полезнее любви, долговечнее правды… 
«Осень патриарха»

«Любовь во время чумы»

Это книга о любви, которая, однако, разительно отличается от всех других книг Маркеса, которые тоже (так или иначе, но почти всегда) о любви. Здесь вы почти не найдёте ни провокационных тем, ни необъяснимого вмешательства внешних сил: только чувства, которые прошли испытание временем, чтобы через года соединить два сердца на одном корабле. Фермина Даса и Флорентино Ариса — друзья детства, которые не смогли осознать своих чувств в юности, но судьба подарила им второй шанс, которым они не преминули воспользоваться.

«Похороны Великой Мамы»

Про патриарха у Маркеса есть целый роман, а про матриарха — замечательный рассказ в одноимённом сборнике. Это идеальное произведение для первого знакомства с автором: благодаря короткому формату Маркес опускает длинное жизнеописание тирана и деспота, переходя сразу к сути — дню её похорон. Ведь Великая Мама не может умереть так, чтобы это не превратилось в политическое событие. Только не она. Только не в стране, где культ личности столь же ненавидим, сколь незаменим.

«Хроника объявленной смерти»

Это убийство могло не случиться… Но оно случилось. Сантьяго обречён на смерть, и все вокруг знают об этом. Никто не хочет его смерти — даже будущие убийцы, которые очень хотели бы, чтобы их остановили. Повесть «Хроника объявленной смерти» — одно из немногих экранизированных произведений Маркеса.

«Вспоминая моих несчастных шлюшек»

Эль Сабио привык получать любовь за деньги. Своё 90-летие он тоже решает провести с юной девушкой, и эта встреча пробуждает в нём чувства, которые он уже не надеялся испытать. Кажется, на закате жизни судьба преподнесла ему прекрасный подарок, но на то, чтобы насладиться им, у Эль Сабио осталось совсем немного времени…

«О любви и прочих бесах»

Ещё одна история — вы не поверите! — о любви. Юная маркиза Мария одержима бесами — по крайней мере, так считает её родня, которая решает заточить девушку в монастырь. Но именно это решение приводит к тому, что Мария становится по-настоящему одержима, но не бесами, а молодым священником… 

«Глаза голубой собаки» 

Маркеса сложно назвать позитивным автором, хотя знавшие его при жизни современники и друзья часто отмечали неиссякаемую жизненную энергию писателя. «Глаза голубой собаки» — одно из первых произведений Маркеса, которое он написал, будучи ещё двадцатилетним студентом юрфака. И тем не менее, это один из самых тяжёлых и мрачных сборников в его библиографии, большая часть рассказов в котором посвящена смерти. Очень разной: безумной, отчаянной или смиренной, но всегда неотвратимой. 

Автор

Камилла Аюпова