19 апреля 2024Статья3 минуты

Использование якутского фольклора в жанре ужасов

Хорроры на протяжении всей своей истории опираются на фольклор. Будь то индейские кладбища, вендиго и древние духи в романах Стивена Кинга или упыри и вурдалаки в русскоязычных произведениях — всё это началось с безусловной любви и интереса к культурному коду коренных народов мира. 

Якутская мифология славится своей многослойной системой мироустройства. Здесь даже у самого незначительного предмета или явления есть свой дух, энергия. Считается, что вокруг нас живёт множество невидимых существ, одни из которых были созданы богами для защиты людей, другие, наоборот, — для того, чтобы вредить. Отличным примером использования этих идей является полнометражный фильм «Иччи», рассказывающий о проблемах семейства, живущего в глухой деревне. Мистика тесно переплетается с темами насилия, безденежья и сыновнего долга.

Истории, где ужас реальный, бытовой перетекает в нечто неосязаемое, то, что пугало нас в детстве из-под кровати и тёмных углов, запоминаются лучше всего. Легко напугать внезапными скримерами и кровью на стенах. Куда интереснее работают образы, исторически укоренившиеся в нашем сознании, резонирующие с ним. Например, в короткометражке «Мааппа» показывают не просто устоявшийся образ мстительного женского духа, как это было в «Звонке», а жертву, пережившую весь ужас одиночества и изоляции от внешнего мира. Картина целиком и полностью пропитана пронзительно-холодными образами. 

Также в Якутии есть поверье, что зло тесно связано с водной стихией. Чудовищная рыба Луо — слегка изменившая привычный образ в подростковом ужастике «Абрис», — по поверьям является одной из форм смерти. У неё один гниющий глаз посреди морды, чешуя и плавники вывернуты в обратную сторону, а из пасти невыносимо смердит мертвечиной. Такое существо волей-неволей сыграет на таласофобии читателей.

Что уж говорить про одноногих одноруких людоедов абасы (абаасы), дэриэт — живых мертвецов, которые потеряли свою душу, и наоборот — о неупокоенных душах юер. Каждый вышеупомянутый монстр олицетворяет самые тёмные проявления человеческой природы, страх внезапной гибели и невозможности её избежать.

В последнее время к якутскому фольклору прибегают всё чаще: «Бесплодные земли», «Паранормальный Якутск», «Республика Z» и многие другие картины. Они одновременно показывают последствия необдуманных действий и щекочут нервы многочисленными вариациями наказаний. Монстры там фактурные, они являются не просто дешёвой пугалкой, призванной вызвать панику и отвращение, это ответ на тревогу российского многонационального народа. Сейчас, как никогда раньше, нам необходима рефлексия на тему глобальной индустриализации, технического прогресса, утраты самоидентичности и необходимости возвращения к своим корням.

Автор

Редакция