04 декабря 2023Статья4 минуты

Фольклор в современной литературе: идентичность, повседневность, терапия

Когда вы в последний раз рассказывали сказку или пели народную песню? Едва ли вы вспомните такой эпизод. Может быть, вы верите в домового? Носите одежду с традиционными узорами? Отмечаете древние праздники: Масленицу, День всех святых, Иванов день? Если хоть на один вопрос вы ответили «да», то вас можно назвать носителем фольклора.

 

Многие годы фольклор находился на периферии культуры: он был задавлен советской властью, вытеснен в область искусства для детей и оставался уделом энтузиастов. Но в последние годы отношение к фольклору меняется. Сегодня можно сказать, что фольклор не только не исчез из жизни, но даже глубже вошёл в неё. Наш быт оплетён тончайшими сетями древности. В фольклоре горожанин находит ответы на свои вопросы, ищет себя и свои корни. Литература и интернет помогают возрождению и сохранению фольклора, многие известные писатели обращаются к фольклорным образам и сюжетам. 

В новой серии «Сказки Евгении Некрасовой» выходят произведения одной из главных современных сказочниц. Фольклор меняется, меняются и сказки, поэтому наша сказочница —  уже не бабушка с историями про Ивана-царевича и серого волка. Новая сказочница — феминистка, создающая истории в актуальной реальности. Она рассказывает сказки о похудении и закрытии ипотеки, о дружбе с домовым во время карантина и любви во время войны, о древних обрядах и дачных духах.  

Много веков фольклор работал как психотерапия. Через фольклорные тексты люди проговаривали свои тяготы и беды. Сказочные герои всегда в одиночку противостоят злу и побеждают не только его, но и свои страхи. Сказки Евгении Некрасовой из сборника «Золотинка» работают с современными травмами. 

Героиня Олеся (сказка «Складки») круто меняет жизнь, переезжает из Москвы в тихий Суздаль, где находит профессию мечты и любовь — Стрельца-молодца. Но эта сказочная жизнь рушится в 2022 году, и Олесе помогает преодолеть беды волшебная сила, которую она находит в себе. Сказка «Золотинка» — современная вариация известного сюжета: сказочный герой так долго отсутствовал, что его не помнят друзья и родные. С той разницей, что Золотинка возвращается из зоны боевых действий, и родные не хотят её помнить по другим причинам… Жестокие, грустные сказки Некрасовой всегда вдохновляют, потому что в них носителями силы оказываются простые люди. 

Ещё почитать

Алла Горбунова «Вещи и ущи»«Лето» — автофикшен о силе и повседневной магии, которые способны побороть катаклизмы. Маленькие люди Горбуновой ездят в метро, живут на даче, пасут коз — и справляются с пандемией, бедами и катаклизмами. 

Фольклор всегда тесно связан с повседневностью. Именно бытовые проблемы помогали решать духи и фантастические существа. Героини сказок Некрасовой «Весы» и «92 кг» борются с лишним весом и одиночеством. Современные методики не помогают, но обращение к потусторонним силам решает проблему — правда, оригинальным образом, ведь в фольклорном мире за всё нужно платить. Героиню сказки «Квартирай» берёт в плен собственная квартира мечты. Сказка «Дверь» и роман «Калечина-Малечина» посвящены взрослению, которое Некрасова представляет как сказочную череду испытаний. Как в любой сказке, здесь есть злой противник, препятствие, волшебный помощник, которые действуют даже в наши дни.

Ещё почитать

Шамиль Идиатуллин «Убыр» — трогательная история об изнанке повседневности. Герой Наиль живёт в двух мирах. В одном из них он должен побороть зло — или самого себя? Алексей Сальников «Оккульттрегер» — мистическое городское фэнтези об особых существах, которые поддерживают жизнь в городах и связывают людей, херувимов и демонов.

Фольклор — мощный инструмент поиска идентичности. Через фольклор человек прикасается к корням и утраченному прошлому. Многовековой фольклор — лучшее лекарство от насилия и колониализма. Героини сказки «Кутумкан» выполняют эвенкийский обряд, чтобы вернуть миру равновесие, задобрить Великую Нерпу и Хозяина Байкала. В сказке «Мордовский крест» традиционная вышивка мордвы мстит за обиду, которую наносит представительнице этого народа власть. 

Ещё почитать

Денис Осокин «Огородные пугала с ноября по март». Осокин бережно переносит в наши дни традиции марийского народа (общение с ветром, ритуалы поминания, борьба с призраками умерших) или выдумывает собственный фольклор («Овсянки»), чтобы дать голос другим этносам.

Фольклор — это не только мораль или терапия. В фольклоре много страшного, демонического, необъяснимого. Издавна люди верили, что существует потусторонний мир, с которым можно общаться. В сказках Некрасовой «Домовая любовь» показан мир домовых — магических существ, невидимо живущих рядом с людьми. Но время меняется, пандемия вынуждает домовых менять образ жизни и выстраивать новые отношения с хозяевами. Героиню сказки «Медведь» похищает зверь, и она бежит от него. 

Ещё почитать

Дарья Бобылева «Вьюрки» — фольклорный хоррор о зачарованном дачном кооперативе, жители которого попали под чары мифической Полуденницы. Юхани Карила «Охота на маленькую щуку» — скандинавский детектив в стиле фэнтези. Вместе с мрачной героиней-полицейским там действуют духи северной природы.

Персонажи фольклора тесно связаны с природой. Люди прошлого умели выстраивать отношения со средой, общаться с духами и беречь землю, лес, воду. Поэтому древние фольклорные образы и темы удачно сочетаются с современным экофикшен-письмом. В сказке Некрасовой «Социалка-Лешачиха» героиня находит себя в спасении леса и ведёт свою экобитву. Лес становится её союзником, даруя ей силы и жизнь. В поэме «Культурный слой» действуют духи дачи: берегут память, природу и разнообразие среды; в сказке «Молодые руины» герои сопротивляются типовой застройке. 

Наконец, фольклор разнообразен, он даёт автор_кам богатый инструментарий для работы: сказки, заговоры, плачи, былички и другие жанры. У Евгении Некрасовой читатель найдёт роман и повесть, рассказ и притчу, поэму и лихую песню, плач и ритуальное песнопение. Фольклор действительно живёт, питает современную литературу: это та часть нашего общего прошлого, которая может стать источником вдохновения и предметом гордости. И для этого вовсе не нужно уезжать в деревню или лес. Достаточно внимательно посмотреть вокруг — и найти древность рядом с собой или в самом себе.

Автор

Редакция Елены Шубиной