16 апреля 2024Интервью7 минут

«Клуб любителей хоррора»: интервью с автором

Авторский взгляд на жанр ужасов — о том, чем вдохновляются хоррорщики, и о способах нагнетать саспенс в литературе. Александр Матюхин рассказывает о создании «Клуба любителей хоррора», о его главных героях и делится мыслями о продолжении истории.

— Здравствуйте, Александр. У вас большой опыт в написании книг ужасов. Можете рассказать, какие писатели и произведения оказали влияние на ваше восприятие этого жанра?

— Если говорить именно про жанр ужасов, то здесь всё закономерно — я рос в то время, когда на отечественном рынке появились Стивен Кинг, Роберт МаккаммонДин КунцРичард Лаймон и множество других популярных авторов в этом жанре. Огромную долю занимает, конечно, Стивен Кинг — его я перечитал всего, коллекционировал, перечитывал и т. д. Из книг выделил бы «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга, «Остров» Ричарда Лаймона и «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, который технически не ужасы, но уверенно играет на этом поле. 

— Александр, почему вы выбрали работать именно в этом жанре? И как так сложилось, что вы решили попробовать себя в этой нише?

— Хоррор в России всегда занимал полузабытую нишу где-то на окраине творческих процессов. Массового увлечения жанром в литературе у нас не было и особо нет даже сейчас, хотя определённые сдвиги идут — именно поэтому мне было интересно им заняться. Попробовать силы там, где мало кто пробует. Ну и, конечно же, интерес к жанру. Без этого никак. Хотелось посмотреть, смогу ли я рассказать интересную историю и напугать. 

Жанр хоррора уникален сам по себе, и если он хорошо написан, то даёт читателю неожиданные эмоции. Страх для каждого свой, и многие читают ужасы именно для того, чтобы испытать что-то новое. Это как экстремальные виды спорта. Люди охотятся за страхом, и книги в этом жанре дают им возможность поймать что-то новое.

— Я слышала, что рассказ «Эхо мёртвых музыкантов» из выпуска журнала «Рассказы» под названием «Почём мечта поэта?» написан в одном и том же сеттинге, что и «Клуб любителей хоррора». Могли бы вы рассказать о взаимосвязи между ними? Что было написано раньше и как развивалась идея?

— Да, это один сеттинг, и он появился давно, ещё в 2019 году, когда были написаны первые главы «Клуба». Изначально предполагалось, что это будет некий постмодерный хоррор, где в ироничной форме будут обыгрываться штампы, популярные тропы, сюжеты из массовой культуры хоррора и фантастики за последние лет двадцать-тридцать. Написание повести затормозилось, но когда меня попросили написать необычный рассказ про Санкт-Петербург, я сразу подумал, что вот оно — надо возвращать сеттинг, стряхивать пыль и проработать. Так появилось «Эхо», и уже после его публикации я решил, что можно закончить и повесть.

— У вас много произведений, и мне кажется, что все они тяготеют к некой общей атмосфере. Как вы думаете, существуют ли общие черты в ваших работах, такие как мотивы, детали, локации или приёмы, которые их объединяют?

— Я сам специально не загадываю и не ориентируюсь на собственные произведения, чтобы вычленять что-то общее, но читатели часто отмечают следующие моменты: почти всегда я пишу в бытовом сеттинге, не лезу в историю, фантастику (космос, будущее и т. д.); часто у меня есть уклон в психологический хоррор, а не физический, то есть я не пишу про расчленёнку, кровь, жуткую кровавую хтонь и так далее, стараясь напугать ситуациями. 

— Ваши произведения всегда имеют интересные и запоминающиеся названия. Каким образом вы решаете, какое название им дать, и когда этот выбор обычно происходит: в процессе написания или перед началом творческого процесса? Почему именно «Клуб любителей хоррора»?

— Названия часто приходят спонтанно, какой-то закономерности нет. Иногда сначала приходит интересное название (так было с «Эхом мёртвых музыкантов»), вокруг которого придумывается сюжет и идея. Иногда наоборот. Часто я не знаю названия, пока не напишу рассказ.

В случае с «Клубом любителей хоррора» название произошло из основной идеи книги — обыграть литературные штампы и закинуть удочку любителям книг. Тайная организация называет свой офис «КЛХ», но при этом не раскрывает происхождение названия — это одна из линий текста, интрига, которая пока не раскрывается.

— А что за тайная организация? Расскажете нам о главных героях «Клуба любителей хоррора»?

— Главный герой — Никита Любимов — болтливый раздолбай, пошедший по стопам отца и работающий в «Клубе» на невысокой должности. Он ныряльщик — человек, который может погружаться в Изнанку и находиться в ней дольше, чем другие. У него пока нет никаких целей в жизни, он не знает, чем хочет заниматься, и просто плывёт по течению: работает, стримит, заводит романы, бездельничает. Появление в его жизни таинственного Шкловского начинает постепенно менять ценности Никиты.

Ещё один герой как раз Шкловский. Это таинственный сотрудник Клуба, который ушёл на Изнанку много десятилетий назад и пропал, а сейчас вдруг появился вновь. Он сам не помнит, где пропадал больше двадцати лет, и пока в Клубе выясняют, что произошло, Шкловского прикрепили к Никите, который должен за ним приглядывать и обучать. 

Вообще, персонажей в повести много, некоторые из них пока не играют большой роли либо вообще не появляются «в кадре», всё это сделано с прицелом на расширение сеттинга, и каждому рано или поздно найдётся свой сюжет.

— Александр, часто при прочтении книги возникает вопрос: «Что хотел сказать автор?» Поделитесь, пожалуйста, есть ли какое-то скрытое послание, которое вы хотели донести через произведение «Клуб любителей хоррора»?

— В основе повести, которая всё же в большей степени является развлекательной литературой, лежит посыл, что мечта каждого человека может исполниться, если он к ней стремится. Причём не всегда важно, большая это мечта или маленькая, локальная, главное, что она есть и к ней нужно двигаться.

— Как вы видите эволюцию персонажей в «Клубе любителей хоррора» и как они изменяются под влиянием ужасов, с которыми сталкиваются? И, конечно же, можно ли ожидать продолжения этой истории?

— Я писал об этом ранее, большинство персонажей в книге задумывались на развитие. Некоторые пока играют незаметную роль, другие уже начали развиваться. Главный герой изменился по ходу сюжета и не думает останавливаться. Я бы хотел развить историю, тем более что уже есть наработки. Поживём — увидим.

— Большое спасибо за захватывающую беседу! Мы с нетерпением ждём новых произведений и, безусловно, интересуемся продолжением сюжета, начатого в рассказе «Эхо мёртвых музыкантов» и повести «Клуб любителей хоррора».

Автор

Полина Лазарева