10 декабря 2024Статья8 минут

Как экран влияет на ребёнка и есть ли альтернативы

В современном мире гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни, и дети осваивают их с самого раннего возраста. Планшеты, смартфоны и компьютеры часто заменяют традиционные игрушки, книги и даже общение со сверстниками. Но как это влияет на развитие ребёнка и есть ли альтернатива вечно мерцающему экрану? Комментирует консультант по сну Елена Мурадова, основатель Центра детского сна и онлайн-школы BabySleep, создатель Международного центра подготовки консультантов по сну BabySleepConsult.

 

Знакомая многим родителям ситуация: чтобы быстрее доделать домашние дела, сосредоточиться на чём-то или наконец спокойно выпить чашку чего-то горячего, проще и эффективнее всего включить ребёнку мультфильм. И на первый взгляд даже кажется, что ребёнок в это время отдыхает.

На самом деле его незрелый мозг в это время напряжённо трудится, перерабатывая большие объёмы информации. Замечали, как сидя перед экраном дети грызут ногти, теребят одежду, накручивают волосы на палец? При кажущемся спокойствии поведение неспокойное. А когда мультик выключается, ребёнок бросается делать что-то активное, шумное, бегает, прыгает — избавляется от накопившегося напряжения. 

Как экран влияет на детей: говорят учёные

Мозг привыкает к гиперстимуляции, ребёнок начинает требовать мультики во время еды и даже перед сном. Иногда кажется, что он ничего не может делать без экрана. В итоге нервная система перегружена, ребёнку сложнее уснуть, он может чаще просыпаться.

При этом чрезмерная стимуляция нервной системы может быть причиной ночных кошмаров, когда для ребёнка его переживания очень реалистичны

Экранный свет голубого спектра активно снижает выработку важнейшего гормона — мелатонина, «гормона ночи», который помогает засыпать. Такой же эффект производят яркое освещение и солнечный свет.

Научное исследование 2020 года показало: 35% современных детей в 3–5 лет имеют собственный гаджет и проводят перед экраном в среднем 118 минут в день. Согласно ВОЗ, раннее детство (до 5 лет) — это период быстрого физического и умственного развития, в течение которого формируются привычки ребёнка. Учёные считают, что стимуляция мозга детей избыточным воздействием гаджетов связана с задержками в когнитивном развитии и снижением способности к саморегуляции. 

В результате исследования с участием 47 000 детей, проведённого в Австралии Университетом Мельбурна совместно с ТВ-программой Behind the News, выяснилось: далеко не просмотр мультфильмов, а сон был признан самым важным показателем счастья. Также оказалось, что дети чувствуют себя более счастливыми благодаря семье, друзьям, музыке и спорту. Маленькие дети чаще связывали своё счастье с семьёй, чтением и творчеством.

Ситуации бывают разные, иногда действительно нужно отвлечь ребёнка телефоном в изматывающей очереди или долгой поездке. Важно, чтобы телевизор или планшет не стали единственным любимым развлечением ребёнка.

Сколько времени можно проводить перед экраном

Совсем оградить ребёнка от телевизора и других гаджетов в современном мире невозможно, особенно если в семье есть старшие дети. И всё же старайтесь по возможности придерживаться рекомендаций ВОЗ по временным рамкам:

  • Детям младше 2 лет проводить время сидя перед экраном не рекомендуется.
  • Детям 2–5 лет можно проводить перед экраном не более 1 часа в день, и чем меньше, тем лучше.

Аудиокниги как альтернатива

Полезной альтернативой может стать аудиокнига. Сказки, песни, детские подкасты можно слушать в дороге и дома без опасений за зрение ребёнка, или что он увидит что-то пугающее и не по возрасту. И конфликтов из-за того, сколько ещё можно послушать любимую сказку, будет меньше, чем с мультиками.

Аудиокнигу можно включить в «ритуал укладывания» — это привычные спокойные действия, которые помогают настроиться на сон. Можно обняться, почитать, посмотреть семейные фотографии, спеть, «порисовать» друг другу по спинке, а потом включить сказку.

Сказка — самая популярная часть ритуала, которую родители используют столетиями. Научно доказано, что чтение сказок и рассматривание иллюстраций в книгах улучшает работу мозга и способствует интеллектуальному развитию детей, формирует правильные речевые навыки, помогает учиться выражать мысли и формировать эмпатию.

Рано или поздно практически каждый родитель попадает в ситуацию, когда ребёнок просит ещё и ещё одну сказку. И вот тут на помощь приходит аудиокнига

Главный ориентир выбора сказки — возраст, ведь очень важно, чтобы ребёнок хорошо понимал, о чём речь. Перед сном выбирайте сказки тихие и простые, с положительными героями. Лучше всего, если это будут сказки, герои которых сами ложатся спать. Например, аудиокниги «Звёзды в пушистых лапах», «Где моя звёздочка?», «Навыки. Спокойной ночи», «Звезда Старого Лиса», «Пузырёк купается, спать не собирается» в Строках. Младшим школьникам могут понравиться сказки-приключения, детективные истории, но желательно заранее отфильтровать контент. Например, предложить детям послушать сказку в машине. Если понравится, дети, вероятно, попросят включить её и перед сном. 

Как сократить экранное время: практические рекомендации для родителей

  • Установите ограничения по времени. Без чётких границ тут не обойтись. Что ребёнок ест, во сколько ложится спать, сколько времени проводит в гаджетах — всё это сфера влияния и ответственности родителей. Хорошая новость в том, что практически в любом современном гаджете есть детский режим или программа родительского контроля, позволяющие устанавливать время перед экраном и приложения, доступные ребёнку.
  • Если договориться не получается, возьмите любимую игрушку ребёнка. Пусть она своим смешным или сонным голосом договорится с малышом, что они будут делать перед сном, сколько послушают сказок и не забудут выключить вместе свет. 
  • За 1–1,5 часа до укладывания начинайте подготовку ко сну: выключите яркий свет, отложите гаджеты. К вечеру важно успокоиться и замедлиться. Хорошо, когда в семье соблюдаются традиции не только праздничные, но и будничные. Например, вечером после ужина всем вместе поиграть в лото, собрать пазл, помечтать под проектором звёздного неба. Поначалу важно принимать участие в этих мероприятиях вместе с детьми. Со временем ребёнок сам научится включать проектор, аудиосказку и, может быть, даже захочет послушать аудио один. 
  • Если совсем исключить экранное время перед сном не получается, подбирайте спокойный контент без быстрой смены сцен, громких звуков, раздражающих цветов. Пусть это будет что-то познавательное.
  • Читайте перед сном. Чтение сказок укрепляет эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. С ребёнком до 2 лет можно просто рассматривать иллюстрации, постепенно подключать лабиринты, искать спрятавшихся на рисунках персонажей, пробовать читать ребёнку короткие истории. Напитанный вашим вниманием и расслабленный, ребёнок уснёт легче. Даже школьнику всё ещё может нравиться, когда ему читают перед сном.
  • Для разнообразия предлагайте ребёнку послушать перед сном приятную музыку, звуки природы, аудиосказку про любимых героев.

Оптимальная длительность чтения сказки:

  • Малыши 1–2 лет могут рассматривать картинки по 5–10 минут. Но именно чтение сказки не должно превышать 2–3 минут. Внимание ребёнка в этом возрасте очень быстро рассеивается. Выбирайте короткие истории вроде «Репки» и «Теремка» или стихи. Так малыш точно дослушает сказку до конца.
  • Для детей 2–3 лет — 5–10 минут.
  • Для детей 5–6 лет — до 15 минут.

 

Сейчас трудно совсем оградить детей от экрана. А с совсем маленьким ребёнком мультфильм порой единственная надежда на несколько спокойных минут. Гаджеты могут приносить пользу, если использовать их осознанно. Попробуйте заменить хотя бы часть экранного времени на прослушивание аудиокниг. И давайте ребёнку максимум внимания, контакта и близости в течение всего дня и особенно перед укладыванием. Это поможет ему справиться со страхами, тревожностью, возбуждением.

Автор

Елена Мурадова