Интересные факты о мастере исторического фэнтези Гае Гэвриеле Кее
7 ноября отмечает семьдесят лет один из наиболее ярких и самобытных современных авторов фэнтези, Гай Гэвриел Кей. Кроме того, в этом году он отпраздновал и творческий юбилей — сорок лет с выхода первой книги. В честь этих знаменательных дат собрали несколько любопытных фактов о самом писателе и его произведениях.
Ассистент Толкина
Гай Гэвриел Кей сумел внести свою лепту в фэнтези ещё до того, как написал свою первую книгу. Его семья была хорошо знакома с семьёй Джона Толкина. Когда сын последнего, Кристофер, стал после смерти отца систематизировать его рукописи и готовить к изданию «Сильмариллион», ему понадобился помощник. И Кристофер остановил свой выбор на Кее, который в то время был студентом. По словам Гая, главный урок, который он вынес, разбирая черновики Профессора, заключается в том, что даже у великих писателей не получаются с ходу безупречные тексты. И даже таким мастерам, как Толкин, требуется тщательная и кропотливая работа над текстом, чтобы довести его до блеска.
От высокого к историческому фэнтези
Кей дебютировал в 1984 году с романом «Древо жизни», который открыл трилогию «Гобелены Фьонавара». Книга написана в традициях классического высокого фэнтези, и в ней автор использует много привычных для жанра тропов вроде мудрого мага, со знакомства с которым начинаются приключения героев, или тёмного божества, угрожающего миру. Уже в «Гобеленах Фьонавара» чувствуется недюжинный талант — в частности мастерское владение словом и умение создавать выразительных и глубоких персонажей. Но всё же в полной мере дарования и самобытность Кея проявились в последующих романах.
Поворотным в творчестве писателя стал роман «Тигана», увидевший свет после этой трилогии. В «Тигане» Кей отходит от традиций эпического фэнтези. Здесь он создал сеттинг, вдохновляясь реальной исторической эпохой — Италией времён Ренессанса. Сюжет в значительной степени закручен вокруг политических и придворных интриг. Хотя в романе власть над полуостровом Ладонь оспаривают два могущественных чародея, магии в «Тигане» немного — в дальнейших романах Кея сверхъестественных элементов будет ещё меньше, и это станет одной из отличительных черт творчества писателя.
Специалист по одиночным романам
Если в «Тигане» писатель просто вдохновлялся определённой эпохой, то в своём следующем романе, «Песнь для Арбонны», уже непосредственно сюжет навеян историческими событиями, а именно Альбигойским крестовым походом. Действие разворачивается в вымышленном мире, но в странах и конфликтах легко угадываются исторические прототипы.
Кей обращается не к исторической прозе, а к фэнтези потому, что оно даёт ему больше свободы. Автор не ограничен рамками того, что происходило на самом деле, и, беря за основу исторические события и персонажей, затем волен развивать сюжет так, как ему захочется
В отличие от большинства авторов фэнтези, которые обычно выпускают многотомные циклы, Гай Гэвриел Кей предпочитает писать одиночные романы. События многих из них происходят в одном мире, так называемом мире Джада, но при этом в разных его регионах и в различные эпохи. Скажем, во «Львах Аль-Рассана» действие разворачивается на полуострове, напоминающем Испанию времён Реконкисты, а один из центральных персонажей основан на Эль Сиде. В «Сарантийской мозаике», которая формально считается дилогией, но по сути просто большой роман в двух частях, автор приглашает читателей в местный аналог Византии времён Юстиниана Великого. А в романе «Блеск минувших дней» Кей вновь вдохновляется итальянской эпохой Возрождения.
В романах о мире Джада можно найти взаимные отсылки — скажем, уникальная мозаика может играть важную роль в одной истории и быть мельком упомянута на страницах другой. Но каждый из романов самодостаточен, и их можно читать независимо друг от друга.
Любитель импровизаци
Автор признаётся, что не планирует сюжеты своих книг. По словам Кея, приступая к работе над романом, он знает, на какой эпохе тот будет основан, какие темы будут раскрыты на его страницах, кто станет главными героями… Но вот непосредственно событийный ряд рождается уже в процессе написания книги. Для Кея это сродни путешествию первооткрывателя в неизведанные земли, и он получает удовольствие от творчества тогда, когда сам заранее не знает, что произойдёт дальше.
Лауреат не только литературных премий
На счету Кея есть несколько престижных премий — например, «Всемирная премия фэнтези» и «Аврора». Но отмечен он не только литературными наградами, но и одной государственной. В 2014 году он удостоился Ордена Канады, который считается высшей гражданской наградой страны, с формулировкой «за существенный вклад в фантастическую литературу, как международно известный автор».
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только