09 августа 2023Статья7 минут

Герои, героини и прочие убийцы

Об ушедшей эпохе часто судят по персонажам, которые становятся главными героями романов. Была эпоха Онегина, была эпоха Раскольникова, было время Григория Мелехова, а было — Роберта Джордана. А что сейчас? Кто типичные герои и героини современной прозы? Попробуем собрать несколько самых популярных типажей.

Профайлер

Так называется эксперт, который помогает полиции и спецслужбам составить психологический портрет преступника. По почерку убийств, по списку жертв, по оставленным посланиям, по малейшим деталям и по незаметным подробностям, там, где обычный сыщик ничего не заметит, там, где пехота не пройдёт и бронепоезд не промчится, там профайлер скажет: ну, всё понятно, злодея в детстве бросил отец, учился он плохо, начал пить и курить, покатился по наклонной, а вообще он сероглазый блондин с татуировкой крокодила на правой ягодице. 

Это, конечно, преувеличение, но профайлеры действительно обращают внимание на детали, которые уходят от обычных полицейских и экспертов, по крайней мере на этом построены триллеры о профайлерах. И чаще всего профайлер — это молодая женщина, которая вынуждена бороться сразу против двух консервативных предрассудков: по началу ей традиционно не доверяют и как женщине, и как представительнице относительно новой профессии. Самая известная профайлер в современной литературе — Зои Бентли из книг Майкла Омера

Отметим, что формально эти книги вполне типичные процедуралы, триллеры, в которых делается упор не только на расследование, но и на описание полицейской рабочей рутины. Также отметим, не без гордости за отечественную литературу, что самая известная героиня российской детективной прозы, тоже, по сути, профайлер. Это Анастасия Каменская, героиня книг Александры Марининой. Методы Каменской как раз таковы: определить психологический портрет преступника.

Неоднозначная школьница

Школьник или школьница с набором неоднозначных тараканов в голове (и не только) не то чтобы совсем новый персонаж. Но именно в последние годы этот типаж заиграл новыми красками. Тема буллинга достаточно важная, но теперь её пытаются раскрыть с помощью более сложных и глубоких персонажей. Старшеклассница Микки, героиня романа Иды Мартин «Пуговицы», сама пытается вести расследование убийства учительницы физкультуры, труп которой нашли около школы в коллекторе. 

Учительница физкультуры была какая-то удивительно противная, и каждые десять страниц мы узнаём о ней всё новые и новые подробности: она желала зла всем, включая Микки, а значит, и ей могли желать зла все, включая Микки. Тем больше поводов найти убийцу и даже пуговичная мафия (да, есть и такая, подробности будут спойлером). И да, с одной стороны тут школьный триллер, а с другой — вполне стандартный школьный роман, вот только героиня не совсем однозначная, она как сама становится жертвой буллинга, так и устраивает кампании против других школьников. 1117 Например, может натравить парней на белую ворону класса. 

Но всё же Микки далеко до Светы из школьного хоррора Анны Прониной «Будет страшно». Света — умелая манипуляторша, которая способна организовать масштабный школьный розыгрыш с непредсказуемыми последствиями для всех участников. Кроме себя. Сама-то она остаётся за кадром.

Недотёпа

Мировая литература стоит на недотёпах, как дом на фундаменте, а памятник на постаменте. Читатели книги могут быть успешными в жизни, а могут быть не очень. Первым герой-недотёпа нужен для того, чтобы они ещё больше радовались своему успеху, вторым — чтобы осознавали, что не всё так плохо и всегда есть те, кому гораздо хуже. Прочти, осознай, встань, отряхнись, погрейся на солнышке и иди жить дальше. 

Недотёпство может проявляться в самых разных форматах: в профессиональной самореализации, в личной жизни, в неумении сказать «нет» назойливому соседу или соседке, в несоответствии ожиданий на старте жизни и реальности в сорок с небольшим. Главный герой книги Энн Тайлер «Рыжик на обочине» — недотёпа из иллюстрации к словарной статье «недотёпа», из палаты мер и весов. И, чтобы читателям, как реализовавшимся так и не совсем, было интересно, герой ещё и иллюстрация к выражению «хороший человек — не профессия». Приятно, что именно в наше жутковатое время был произведён на свет настолько идеально хороший недотёпа.

Девушка на перепутье и в путешествии

Старый и устарелый образ «дамы-в-беде» больше не актуален. Современная героиня уже не в беде, она просто, как пожарный из старого анекдота, перегорела, находится в тупике и на перепутье. Проблемы с карьерой и с личной жизнью, кризис среднего или умеренно среднего возраста, семейные проблемы или просто всё достало. Что делать? Отправляться в путешествие, желательно куда подальше, желательно на край земли, ведь там и только там, можно найти душевное равновесие и даже, возможно, счастье. 

Перемена места как универсальный метод решения проблем достаточно давняя литературная тема, но новыми красками этот сюжетный приём заиграл во второй половине нулевых после международного успеха автобиографического романа Элизабет Гилберт «Есть. Молится. Любить». Героиня после расставания с мужем, любовником и надеждами на быстрое развитие литературной карьеры отправляется в путешествие по странам на букву И (Италия, Индия и Индонезия), и в итоге в её жизни появляется идеальный (снова на И) любовник и супербестселлер в резюме. 

Финансовые результаты её последовательниц чуть скромнее, но основа всё та же: плохо дома? Срочно меняй локацию! Героиня романа Кейт Нанн «Вино для Роуз» отправляется в Австралию, а героиня книги Джули Кэплин «Отель “Северное сияние”» — в Исландию. Финал немного предсказуем.

Необычный убийца

Преступник, который не вписывается в классические параметры, внезапно получил свою порцию популярности среди новинок последнего года. Убийца-гуманист из одноимённого романа Давида Зауи не просто убивает разных не очень хороших граждан и гражданок. Перед самым убийством он выполняет их потаённые желания. 

Или убийцей, для разнообразия, может стать самая обыкновенная домохозяйка, как в романе Кима Сочжина «Обыкновенное зло». Такая идеально скучная домохозяйка, совершающая при этом почти идеальное преступление, уверенная, что именно ей стоит выполнять функцию сурового и не очень законного правосудия. 

Наконец, герой романа Им Сон Суна «Консультант» сам по себе не убийца, его задача — «написать убийство», как в одноимённом старом сериале. Причём максимально подробно, достоверно и так, чтобы было похоже на несчастный случай. А дальше по написанной героем схеме начинают орудовать профессионалы мокрых дел. 

Автор

Константин Мильчин